Небесные покровители Демьянки
14 ноября русская православная Церковь отметила день памяти святых братьев Косьмы и Дамиана. Слобода Демьянка нашего города ассоциируется с именем одного из них и образовалась от слияния двух деревень: Демьяновской пустоши (Демьянка нижняя) и Аферовской (Демьянка верхняя). Слобода названа так, вероятно, по часовне в честь святых братьев, которая упоминается в церковных документах 1452 года как придел к Никуличской церкви. Первоначально Демьянкой называлась речка, на которой стояла деревня Алферовская. Позднее это имя досталось слободе, а реку в народе «окрестили» Пятерихой, поскольку она вбирала в себя воды пяти речушек.
Ни в одном из документов, описывающих земли вокруг Слободского в XVI-XVII веках, Демьянка не упоминается. Сведения о ней появляются в 1747 году, когда купец Иван Яковлевич Платунов приобрел у И.К. Балезина земли при речке Демьянке и поставил на них в 1751 году кожевенный завод. Кстати сказать, это был первый завод в Слободском, построенный в каменном исполнении, и второй в губернии — слобожанина И.Я. Платунова опередил лишь купец Толмачев из г.Вятки. Если сравнивать историю завода И.Я. Платунова с кожевенным заводом Толмачева, начавшим функционировать в 1747 году, то он, проработав 49 лет, прекратил свое существование. А завод Платунова сохранился до наших дней. Он был перекуплен купцом В.В. Александровым и к 1870 году перепрофилирован в пивомедоваренный завод, хотя по историческим документам оставался до 1873 года кожевенным.
Кроме Платуновых и Александровых, руку к промышленному развитию Демьянки в XIX веке приложили заводчики Фофановы, А.А. Хлыбов, Г.И. Ворожцова. В первое послереволюционное десятилетие Демьянка вошла в состав города Слободского (ранее она относилась к Стуловской волости) и до сей поры остается промышленным районом города, оправдывая свое название. Ведь святые Козьма и Демьян в народе считались покровителями различных ремесел, особенно кузнечного дела.
В русских преданиях Кузьма и Демьян «ковали» свадьбу и брак, и в свадебных песнях к ним обращались с просьбой «сковать свадьбу крепкую». Кроме того, святые «ковали» и ледяные мосты поздней осенью на реках: «Закует Кузьма-Демьян — до весны не расковать», «Не заковать реку зиме без Козьмодемьяна», «Кузьма-Демьян — кузнец, кует лед на земле и на воде».
Пожелаем Демьянке «духовной» и «телесной» чистоты, крепких уз с древними традициями, а также хлебосольства и гостеприимства в каждом доме.
А. Зайцева, 10-а класс СШ №14, клуб «Роза ветров».
«Слободские куранты»