Пусть говорят — 12. Православие и нравственность.
«Отец Александр! Мы, прихожане, хотим видеть Вас в престольные праздники в первомайской Спасо-Преображенской церкви, в церкви в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение», в Троицкой церкви. Мы тоже ходим в престольные праздники во все храмы, хотя и не всегда позволяет здоровье, но есть желание. И нам будет приятно в это время видеть Вас как благочинного рядом с настоятелем храма. Мы были очень рады, когда увидели всех священнослужителей вместе с Вами при подписании соглашения о сотрудничестве благочиния с администрацией города Слободского. Нам не безразлична судьба наших детей и внуков, которые учатся в школе №7. Хочется пожелать Вам успехов в таком важном деле».
Так начинается письмо, которое пришло в редакцию «СК» на прямую телефонную линию с благочинным Слободского округа протоиереем Александром Матвеевым. Вместо объявленных двух часов отец Александр в минувший вторник отвечал на вопросы наших читателей на протяжении трех часов.
Г.П. Бушков: «Слышал, что в епархию приезжает Владыка Илларион. Предполагается ли его визит в Слободской?»
— Архиепископ Илларион, действительно, впервые приедет в Вятскую епархию. 27 декабря он будет совершать Божественную литургию вместе с митрополитом Хрисанфом в Успенском кафедральном соборе г.Вятки. Я как благочинный, если Господь благословит, тоже буду принимать в ней участие. Владыка Хрисанф благословил пригласить всех, кто желает посетить Божественную литургию, она начнется в 9.30 утра. Архиепископ Илларион является председателем отдела внешних церковных отношений, можно сказать, правой рукой Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Владыка Илларион приезжает в Вятку на один день. О том, что планируется Его приезд в Слободской, не сообщалось. В этот же день в 16 часов в драмтеатре пройдет представление «Рождественской оратории», написанной архиепископом Илларионом. Ее исполнит московский хор из 70 человек. Знаю, что премьера оратории в Москве была воспринята с восхищением, в Вятке это произведение в своей истории будет исполнено второй раз. От Екатерининского собора в драмтеатр пойдет бесплатный автобус, есть у нас и билеты — приглашаем желающих слобожан поехать на концерт. Я бы охарактеризовал это событие как выходящее за рамки Вятской епархии.
Л.В. Шерстенникова, слобожанка: «Сообщите статистику по благочинию».
— В городе Слободском действует 5 храмов, также приходы открыты в с.Бобино и Волково, п.Вахруши. К Слободскому благочинию относятся храмы в Белой Холунице, Нагорске и Синегорье. Никульчинский храм по благословению Его Высокопреосвященства митрополита Хрисанфа передан Вятскому благочинию в связи с тем, что это первое поселение на Вятке. В приходах города служат 8 священников и 3 диакона. Восстанавливаемый в с.Холуново Спасский храм в настоящее время приписан к Христорождественской церкви и окормляется ее настоятелем отцом Евгением (Смирновым). Что касается самой Христорождественской церкви на территории бывшего женского монастыря г.Слободского, то сейчас здесь зарегистрирован приход. Ему, в связи с ликвидацией войсковой части, передаются здания — в дальнейшем приход будет преобразован в монастырь.
Если говорить шире, слободские священники окормляют сельских жителей и те местах, где утрачены храмы. К примеру, отец Евгений выезжает в Лекму, Центральный, Сухоборку, а я в Ильинское, Октябрьский. Прошлым Великим постом по приглашению главы администрации села был в Закаринье — побеседовал с людьми, пособоровал, причастил и крестил желающих. Все зависит от людей: звоните, приглашайте, ни один священник не откажет, приедет, найдет время и силы, чтобы послужить Богу и людям.
Л.П. Баталов: «В 2002-04 годах в городе выходили православные издания «Вечные истины» и «Екатерининский благовестник». А сейчас о событиях церковной жизни Слободского узнаешь только из «Слободских курантов». Почему закрылись православные газеты?»
— Газету «Вечные истины» выпускал приход Троицкой церкви — ответственным за ее издание был краевед Н.М. Чураков, он сейчас живет в Нововятске. Его сын и единомышленник Д.Н. Чураков тоже уехал из Слободского, в настоящее время он служит диаконом в Иоанно-Предтеченском храме г.Вятки. То есть в приходе не осталось прихожан, занимавшихся изданием этой газеты. Редактором «Екатерининского благовестника» был я сам. Но с назначением меня благочинным и расширением круга обязанностей времени на газету не осталось, в связи с этим, к сожалению, прекратился ее выпуск.
Н.Г. Мокерова: «Продолжу вопрос читателя. Дайте, пожалуйста, оценку православной странице «Небесный свет», которая выходит в «СК».
— Претензий к ней не имею. Наше благочиние небольшое, выдающихся событий в нем происходит немного, страница дает слобожанам вполне достаточно информации. Более того, публикации «СК» печатаются в «Вятском епархиальном вестнике» — о нас читает вся Кировская область. Хотелось бы с помощью прямой линии призвать прихожан посылать побольше писем и интересующих их вопросов в «Небесный свет» — наши священнослужители с радостью ответят им на страницах газеты.
О.С. Минчаков: «Кто был инициатором заключения соглашения о взаимодействии муниципалитета и благочиния, ведь в последние времена Церковь была отделена от государства?»
— Я думаю, что пришло время к такому взаимодействию, и с Божьего благословения администрация города во главе с С. А. Кашиным, заботясь о духовно-нравственном просвещении слобожан, заключила это соглашение. Мы, в свою очередь, беспредельно этому рады и готовы по возможности потрудиться во славу Божию.
П. Шутов: «Не планируется ли восстановление церкви в с.Ильинское?»
— Это зависит от людей, живущих в селе. Если у них найдутся силы и средства, то, возможно, это произойдет. Храм в Ильинском — это огромный собор с колокольней, тремя приделами, на его восстановление и дальнейшее содержание нужны большие средства. На мой взгляд, по примеру Бобино и Никульчино, легче построить в селе небольшой деревянный храм, который приход мог бы содержать, а поруганный собор хотя бы законсервировать до лучшего времени.
Саитов: «Не понимаю, зачем нужно вводить «Основы православной культуры» в школе №7 — не лучше ли всем желающим изучать этот предмет в воскресных школах, действующих при каждом городском храме? Ведь в школе №7 есть дети другой веры, они что, во время этого урока будут слоняться по коридорам?»
— Предмет вводится факультативно, его цель не в том, чтобы затащить всех детей в церковь и заставить молиться, не Закон Божий изучать, а дать элементарные понятия и объяснения в области христианской русской православной культуры, без которой невозможно быть русским человеком и жить в России. Во всех странах заботятся о своей национальной культуре — чем плохо, если в ребенке будут заложены духовно-нравственные основы, через призму которых он станет смотреть на свою жизнь? На любой дороге стоят знаки и указатели — чтобы не происходило аварий. Точно так же на жизненном пути есть некие правила и законы, которые необходимо знать. Если человек в них не разбирается, он никогда не достигнет истины и не дойдет до Бога. Христианство — это мировая религия, перевернувшая мир. Раньше вся Россия была православной, разве это не достойно уважения? Почему об этом не могут знать дети? Без знания православия молодые люди становятся сектантами, готами, эмо, занимаются сатанизмом. Они не по коридорам школы слоняются, а после школы общаются неизвестно с кем и неизвестно чем занимаются. А когда человек знает историю и культуру своего народа, он и живет соответственно.
С.И. Платунов, пенсионер: «Когда в 2010 году начнется Великий пост? Обязательно ли, чтобы соблюдать его, нужно брать благословение священника?»
— Великий пост в этом году начинается рано, 14 февраля после вечерней службы, где совершается чин Прощения. Заканчивается пост 4 апреля. Для того, чтобы поститься, благословение священника брать необязательно, так как это есть правило всей Церкви, но традиционно после чина Прощения настоятель благословляет всех прихожан Крестом на подвиг поста и молитвы. Хоть пост и строгий, он должен быть по возможности и силам, чтобы каждому приносил пользу, а не вред. Сам Господь по этому случаю говорит: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. (Ос.6:6)». Постясь, мы сами себе помогаем через воздержание телесное поститься духовно. Когда воин стоит на посту, он охраняет пределы нашей Родины, чтобы через них не проник никакой враг. Так же точно в эти святые дни и христианин должен стоять на посту своей души и хранить себя от всякого зла, работая над внутренним миром, читая духовные книги и посещая церковь. Поэтому, в первую очередь, пост должен быть духовным и пройти с пользой для души.
Е. Сергеева, студентка: «Слышала, что отец Александр пишет иконы. Хотелось бы знать, сколько икон на его счету и где их можно увидеть?»
— Во-первых, в Успенской церкви п.Восточный Омутнинского района на месте моего предыдущего послушания, где я был настоятелем с 1997 по 2003 г.г. Там храм построен практически с нуля: не было иконостаса, храмовых икон — они все написаны мною. В Екатерининском соборе г.Слободского есть две мои иконы: «Неупиваемая чаша», для которой в ближайшее время будет изготовлен киот, и блаженной Матроны. Также две иконы находятся в Успенском соборе Трифонова монастыря в г.Вятки — это «Собор Вятских святых» и священномученика протоиерея Михаила Тихоницкого. Написана икона священносповедника Похомия Кедрова, в настоящее время она находится в Вятской епархии, но канонизация святого еще не состоялась.
З.М. Арасланова, мусульманка: «Мой муж, Георгий Георгиевич, русский и христианин, умер 18 декабря два года назад. Как правильно отметить день его кончины? Мне очень нравится Екатерининская церковь, я хотела бы встретиться с Вами лично, можно ли это сделать?»
— При входе в Екатерининский собор с левой стороны находится регистратура, где каждый день с 7 часов утра и в течение дня принимаются заявки на требы, на беседы со священниками, в том числе и настоятелем. Что касается начала вопроса, пусть Вы и мусульманской веры, но если хотите сделать для своего мужа доброе дело перед Богом, закажите в храме панихиду или хотя бы подайте пометку, чтобы Церковь за него помолилась.
З.М. Арасланова: «По мусульманским обычаям нельзя есть и пить на кладбище…»
— По Уставу Церкви этого тоже нельзя делать, поэтому до революции столиков на кладбище не ставили — взгляните, для примера, на старое кладбище в г.Слободском. По благочестивой христианской традиции к кладбищу нужно относиться как к святому месту, где нужно вести себя благоговейно и молитвенно, с обращением к Богу, вспоминать усопшего и его добродетели. На кладбище нельзя пить вино, курить, произносить плохие слова, это считается святотатством. Каждый священник, отпевая в храме усопшего, постоянно об этом напоминает родственникам, жаль, что не все к этому прислушиваются.
С. Бакулев, пенсионер: «Говорят, Никольскую церковь, бывшую спортшколу, ремонтирует один бизнесмен. Если не секрет, то кто? Что уже сделано, что предполагается сделать в ближайшее время?»
— Уже три года над восстановлением церкви трудится индивидуальный предприниматель Ю.В. Колесов — руководитель фирмы «Элегантные меха». По поручению митрополита Хрисанфа 11 декабря сего года я вручил Юрию Владимировичу в знак уважения его трудов архиерейскую грамоту — высшую награду Вятской епархии. За три года сделано немало: убраны пристройки к храму, засыпаны ямы, сооруженные во времена спортивной школы, нынче полностью залит черновой пол церкви, велась штукатурка стен. Дело это очень затратное — легче построить заново, чем восстанавливать старину. Если бы до конца были готовы проекты, нынешней осенью вознеслись бы купола и была бы закрыта железом крыша на центральной части храма. Ю.В. Колесова можно поставить в пример во всех отношениях: он не то чтобы взял на себя восстановление церкви, а Господь как достойному человеку доверил ему этим заниматься. Я благодарен Юрию Владимировичу, что он принял на себя такой Крест, надеюсь, что Господь укрепит его в этом благом деле. Это достойный пример для всех современных купцов нашего города.
И. Гончарова, студентка: «Ваша оценка экономического кризиса, крушения «Невского экспресса», пожара в Перми — что это: дело рук человека или промысел Божий? Если второе, то в чем причина этих наказаний, на Ваш взгляд?»
— Господь в Евангелии сказал: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. (Лук. 13:4)». То есть во всем промысел Божий. Погибшие люди были не хуже нас, но они пострадали, чтобы исправить ошибки многих других и предотвратить другие трагедии. Господь попускает время от времени подобные катаклизмы, возможно, для того, чтобы вразумить нас.
Прямую линию провела Н. Мокерова.
«Слободские куранты»