Хранитель времени
Среди многочисленных экспонатов Слободского краеведческого музея есть диковинка, аналогов которой не сыщешь на российских просторах. Речь идет о деревянном резном календаре, выполненном на прямоугольной иконной доске-«девятерике» размером девяти вершков — 25х40 см. О подобных календарях вообще не упоминается в специальной литературе — его можно назвать изобретением слобожан 300-летней давности.
Календарь, словно ребус, таит в себе ряд загадок. В его верхней части вырезаны буквы «У» и «Х», не до конца «М». Расшифровка букв указывает на название Уфимского Христорождественского монастыря — именно так именовался слободской женский монастырь в 1775-1823 годы, в чьих мастерских он был изготовлен. Можно предположить также и примерное время изготовления календаря: XVIII — начало XIX века. Все дело в том, что новый год в нем начинается 1 января, а не 1 сентября, как это было до петровской реформы 1700 года. А в середине XIX века в России стали выпускать бумажные печатные календари и надобность в деревянных отпала.
Судя по всему, слободской календарь имелся в достаточно больших количествах, и значит, был доступен не только духовенству, но и простому населению нашего города и его окрестностей.
В буклете «Слободской краеведческий музей», изданном в 1991 году, помещена фотография этого календаря с надписью «Календарь неграмотного». В сегодняшней экспозиции музея ошибка исправлена и сей предмет называется «северный деревянный резной календарь», что более соответствует действительности. Ведь чтобы следить за календарем, нужно быть грамотным человеком и обладать разносторонней информацией.
Что же можно было почерпнуть в календаре? На его деревянной доске вырезано 12 — по количеству месяцев — колонок с различными обозначениями. 365 дней года на них отмечены врезками сверху вниз, церковные праздники обозначены большими врезками и отмечены крестами, земледельческие и общежитийные — просто увеличенными врезками. Первое число каждого месяца помечено кружком, а 29 февраля отсутствует. Дело тут в том, что основное летоисчисление вела Православная Церковь — общество жило в ритме ее дат и праздников. И всегда можно было внести поправку вместе с переходящими православными праздниками Вербным воскресеньем, Пасхой, Вознесением и Троицей, тоже не помеченными в календаре, что еще раз подтверждает, что календарь был многоразовым, использовался подряд многие годы.
Можно предположить, что при использовании календарь находился в горизонтальном положении в красном углу дома, на полке под киотом, где располагались иконы. А дни на нем отмечались перекладыванием по врезкам горошины или бусин. Слободской календарь во многом похож на древние ассирийские календари — глинописи, принцип обозначения в них такой же, только еще вдобавок с рисунками.
Одна особенность календаря до сих пор вызывает вопросы — расположение месяцев-столбиков в нем идет справа налево. Возможно, это клише, с помощью которого осуществлялся массовый выпуск таких календарей. Время их не сохранило, а этот чудом уцелевший раритет лишний раз свидетельствует о том, что слобожане были грамотными людьми, следили за временем, почитали праздники, хорошо трудились и веселиться не забывали.
С. Пленкин, краевед.
«Слободские куранты»