Нам 150 лет. Но мы хорошо сохранились
13 декабря 2009 года старейшая в нашем городе средняя школа №7 празднует свое 150-летие. А вот ее директор, Ирина Львовна Василенко, — один из самых молодых руководителей учебных заведений Слободского. Этот пост она заняла лишь в мае текущего года. Новичком Ирину Львовну в седьмой школе, конечно, не назовешь. Десять лет она проработала здесь учителем биологии, четыре года — завучем. И лишь последние два с половиной года, до мая 2009-го, занимала пост председателя районной территориальной организации профсоюза работников образования и науки. Сейчас она вернулась в новом статусе в свою школу, к своему коллективу, к своим детям. И нисколько об этом не жалеет. Какое будущее ждет седьмую в ближайшее время? В каком направлении поведет свое учебное заведение новый директор? Об этом и многом другом мы поговорили накануне юбилея с И.Л. Василенко.
— Еще в 90-е годы каждой школе города было определено свое направление: появились лицей, гимназия, большинство средних общеобразовательных учреждений стали открывать классы с углубленным изучением каких-либо предметов. В школе №7 тогда появились классы коррекции. Актуально ли такое деление сегодня? Каковы перспективы классов коррекции в вашем учебном заведении?
— Я считаю, что деление учреждений образования на какие-то категории или статусы должно быть очень разумным. Например, в нашем маленьком городе два инновационных заведения — очень много. Это мое мнение, и я его не скрываю. Я за все направления, по которым работают разные школы. Но они должны быть привязаны к условиям, в которых живет и развивается учебное заведение, к возможностям педагогов и детей, а не спущены откуда-то сверху или взяты с потолка. Классы же коррекции, открытые в седьмой школе, — это благо, если встать на сторону родителя и ребенка. Эти дети нуждаются в помощи, и никто им не поможет, кроме учителя. У нас учатся в коррекционных классах 110 учеников — по классу в каждой параллели. Это обычные, совершенно нормальные дети. Они поступают в училища, приобретают профессии, имеют полноценные семьи. Бывает даже, что проучившись 4 года в классе коррекции, в среднее звено ученик выводится в общеобразовательный класс класс. На сегодняшний день многие родители уже не боятся такой коррекции, наоборот, сами приходят, спрашивают, можно ли как-то помочь детям. Ведь все это делается на благо ребят.
А в перспективе, я думаю, в седьмой школе не только останутся классы коррекции, сейчас мы продумываем вопрос о возможности открытия у нас классов охраны зрения. В Слободском есть садик «Родничок», который специализируется на помощи малышам, имеющим глазные патологии. И количество таких ребят, к сожалению, растет. Преемственности же от дошкольного учреждения к школе нет. Сейчас мы изучаем опыт других районов, уже имеющих подобные классы в своих учебных заведениях. Если все получится, возможно, это новшество появится в седьмой школе уже в следующем учебном году.
— Что еще нового ждет вашу школу в ближайшем будущем? Какие концепции намечает в перспективе новый директор?
— У школы №7 несколько лет назад был опыт сотрудничества со средними профессиональными учреждениями г.Кирова. Буду стараться возобновить его. Ведь сегодня рабочие профессии — это очень перспективно, они востребованы. И начинать их получать можно уже в школе. Пока не могу сказать определенно, с какими именно техникумами и колледжами мы будем работать, но наметки уже есть. Если наша школа займет в городе нишу подготовки рабочего класса, это будет работать на ее будущее.
А еще мне бы хотелось открыть на базе седьмой школы класс информационно-математического направления. Есть у нас учитель начальных классов Лариса Николаевна Мерзлякова, которая работает с малышами по углубленной программе по математике. К пятому классу обучавшиеся у нее дети показывают просто замечательные результаты на олимпиадах и конкурсах. Мне не хотелось бы упустить этот момент. Плюс к тому с сентября нынешнего года у нас появился новый учитель высшей категории по информатике — Виктор Леонидович Ярославцев. Этот замечательный педагог за несколько месяцев успел влюбить в себя всю школу. И результаты по предмету за такой короткий срок у детей уже есть. Так что именно для информационно-математического уклона в нашей школе созрели все условия. Нужно обязательно их развивать.
— В последние годы в школе №7 был постоянный недобор учеников. Изменилась ли ситуация сегодня? Существует ли отток учащихся после начальных классов? Есть ли проблемы с педагогическими кадрами?
— Недостаток учащихся у нас действительно есть. Хотя по условиям для обучения наше заведение — одно из лучших в Слободском. У нас прекрасно оборудованный спортивный зал, отличная столовая, огромные кабинеты, коридоры, большой актовый зал, библиотека — все, что нужно для организации учебного и воспитательного процесса. Но существенный минус нашей школы — то, что она находится не в центре города. На сегодня у нас обучается 528 детей, хотя по лицензии школа рассчитана на 1000 мест. В последние пару лет недостатка с набором учащихся в 1-е классы мы не испытываем. Бывает, приходится даже отказывать родителям, если мест уже нет. А вот 8-е классы, 4-е — просто демографическая яма. В те годы рождалось мало детей, и сейчас не хватает учащихся.
Но перспективы у школы хорошие. Рождаемость в стране повышается, и недостатка учеников в будущем у нас быть не должно. И после начальных классов оттока в последнее время в седьмой школе не стало, хотя прежде многие учащиеся уходили в гимназию, лицей. Дети приживаются, привыкают к педагогам, к своему коллективу, к обстановке, и уже не срываются в поисках лучшей доли. А вот кадровый вопрос, я думаю, скоро будет волновать все школы. Молодежь не идет на мизерную зарплату учителя при такой тяжелой нагрузке. Сейчас в основном в учебных заведениях работают оптимисты, педагоги старой закалки. Еще лет пять — и они начнут уходить на пенсию. Надо подбирать молодую команду, заманивать начинающих преподавателей в школы. Но чем в наше время можно заманить человека кроме зарплаты? Решать этот вопрос надо на государственном уровне.
— Сейчас принцип распределения средств между школами стал таким: деньги идут за учеником. Хватает ли денег школе №7?
— Конечно, денег хотелось бы побольше. И хотя перспективы нашего учебного заведения в этом плане неплохие, все же я считаю, что это неправильный подход к образованию. Нельзя измерять стоимость ребенка в деньгах. От этого выигрывают только крупные школы да еще инновационные учреждения — у них несколько другой коэффициент расчета средств. А чем виноваты дети, которые не могут учиться ни в тех, ни в других? Я как раз работала в профсоюзе, когда вводился закон о нормативном финансировании. Так вот, в первую очередь от этого пострадали сельские школы. Я надеюсь, что все, что мы планируем сделать в ближайшее время в своей седьмой школе, в будущем будет работать на нас. А значит, нам удастся выжить.
— Несмотря на то, что седьмая школа — старейшая в городе, она имеет самое новое и современное здание. Как оно показало себя в эксплуатации? Много ли сегодня доставляет проблем?
— Наше здание, конечно, самое молодое среди слободских школ, но все же ему уже 32 года. И поэтому оно требует больших вложений. За полгода с момента моего назначения директором мы уже потратили на его ремонт более 400 тысяч рублей. Поменяли вентиляцию в столовой, сделали ремонт в фойе здания, занялись за туалеты. У нас есть проблемы с кровлей — крыша течет. Поэтому на следующий год школе №7 городской администрацией выделяется на ремонт 350 тысяч рублей. Нужно менять рамы на окнах, они просто рушатся и выпадают. А от этого страдает и безопасность детей, и теряется тепло. Требуют замены полы. Проблем много, и решать нам их придется постепенно. Спасибо папам и мамам учащихся за то, что они помогают провести в кабинетах косметический ремонт. Без их помощи школа бы сегодня так не цвела.
— Кроме того, что Вы директор школы, Вы еще и депутат городской Думы. Недавно в Слободском прошла реформа здравоохранения. Нужны ли сегодня в городе преобразования в системе образования?
— Возможно, реформа образования в какой-то степени и нужна, но она должна быть проведена очень грамотно, без ущерба для учеников и учителей. Нужно сначала просчитать все возможные минусы, которые могут возникнуть в результате реформы, проанализировать ожидаемые плюсы. Вот в районе присоединили маленькие школы к большим в виде филиалов — результат получился отрицательным. Об этом говорят сейчас даже московские экономисты: те регионы, которые пошли по пути образования филиалов учебных заведений, совершили огромную ошибку. Надо изучать опыт других. И чтобы проводить какую-либо оптимизацию, необходимо просчитать все вперед на 10 лет. Нельзя рубить с плеча. Сегодня как депутат я однозначно буду голосовать против реформы образования в Слободском. Школьная система в городе давно сформирована. Зачем ее ломать? Через несколько лет будет взлет количества учеников, и у нас появится возможность работать как работали.
По десятой же школе вопрос стоял несколько иначе. Из-за недостатка учащихся ее фонда оплаты труда не хватало даже на зарплату педагогам до конца года. Сегодня по крайней мере все ее учителя трудоустроены. И с той материальной базой, что есть в школе №14, учащиеся окажутся в выигрыше. Поэтому я голосовала за слияние этих учебных заведений.
— Глава администрации города — ваш работодатель. Как работается с исполнительной властью? Есть ли взаимопонимание? Достаточно ли внимания администрация уделяет образованию в целом и школе №7 в частности?
— Мне с нынешней администрацией работается легко. С какими бы проблемами я как руководитель учреждения ни обращалась, причем к любому ее сотруднику, в том числе и к самому главе, мне никто никогда не отказывает в помощи. Причем в помощи как материальной (по мере возможности, конечно), так и в виде консультаций, моральной поддержки. И С.А. Кашин, и И.В. Желвакова, и Л.Г. Люкшина в школе частые гости. Они знают все наши планы, все проблемы, во всем стараются поддержать. Мне кажется, сегодня образование — это приоритет для администрации.
— В преддверии юбилея школе №7 пришлось вложить немало средств на свое обновление. Есть ли такие выпускники, кто смог материально помочь своему учебному заведению?
— К кому бы из наших выпускников я ни обращалась с просьбой о помощи, все по мере возможности помогают. Кто чем может: деньгами, стройматериалами. Например, на восстановление школьного музея 25 тысяч рублей нам дал Почетный гражданин г.Слободского И.А. Повышев, остальные 35 тысяч добавила администрация города. С ремонтом полов в спортзале очень помог М.Т. Скворцов. Оказали спонсорскую помощь наши выпускники Н.А. Ячменникова, А.А. Муходанов, Г.Б. Харин, Л.В. Кузницын и многие другие. Спасибо всем!
Поздравляю всех бывших и настоящих учеников и учителей школы №7 с юбилеем! Желаю своему коллективу не стоять на месте, а все время развиваться. Ведь развитие — это жизнь. Мы будем, как и прежде, любить детей и вкладывать в них свою душу. Пусть каждому, кто придет в седьмую, будет здесь комфортно. Желаю нашей школе просуществовать еще долго-долго. Побольше нам учеников, хороших педагогов и неравнодушных к своим детям родителей!
Н. Вачевских.
«Слободские куранты»