Работа Правительства — это не только разрезание ленточек
В Правительстве области состоялась очередная встреча губернатора Н.Ю. Белых с главными редакторами районных газет. Сегодня мы расскажем, о чем говорила область с руководителем региона устами самого массового периодического печатного издания — районной газеты. Каждая «районка» приготовила свои вопросы, Никита Юрьевич успел ответить лишь на два десятка из них. Те, что не прозвучали на встрече, также не остались без внимания. По окончании пресс-конференции мы получили развернутые ответы, подготовленные департаментами Правительства области. Ниже — наиболее актуальные для слобожан, которые удалось привезти с этой встречи.
Начиная разговор, Никита Юрьевич отметил, что работа областной власти и местного самоуправления строится не только на принятии популярных мер и «разрезании ленточек». К сожалению, нередко приходится делать и непопулярные шаги. «В решении таких вопросов мы с вами должны быть партнерами, — обратился к редакторам губернатор. — Для этого нужно акцентировать внимание на имеющихся проблемах, освещать все точки зрения, в том числе доступно и аргументировано писать о том, что делается для решения наболевших вопросов».
В качестве примера Н.Ю. Белых привёл ситуацию с оптимизацией социальной сети региона. Губернатор подчеркнул, что когда принимаются решения о закрытии или перепрофилировании каких-либо учреждений, то рассматривают, безусловно, не только соображения экономии. В первую очередь, речь идет о повышении эффективности предоставления социальных услуг населению. Кроме того, подчеркнул губернатор, очень многое зависит от органов местного самоуправления, их инициативы.
— По требованиям инспекции Госпожнадзора, во всех учреждениях образования Нагорского района требуется замена деревянных полов на покрытие из негорючих материалов. Для этого нужно более 1,5 млн. рублей. Но выполнение ни одного из требований надзорных органов не подтверждается финансированием. Как, на какие средства нашим старым школам выполнять предписания?
— Содержание зданий школ в состоянии, удовлетворяющем действующим требованиям надзорных органов, — это обязанность органов местного самоуправления. Соответственно, средства на выполнение предписаний должны, в первую очередь, предусматриваться в бюджете муниципальных образований. Однако начало учебного года является головной болью и для Правительства области. Работа по подготовке идет круглый год, выделяются средства из областного бюджета.
Требования Госпожнадзора, безусловно, всегда обоснованы и соответствуют букве закона. Но, к сожалению, порой часто изменяются, и успеть за ними очень сложно.
Один из способов решения проблемы — укрупнение учреждений образования. Открытие современных, соответствующих всем требованиям надзорных служб. Но это, как понимаете, сопряжено с другими проблемами. В первую очередь — финансированием. Так же закрытие объектов всегда вызывает резонанс общественного мнения, публикации в газетах. В том числе в ваших. Мол, да, мы понимаем, оптимизация необходима. Но вот эту одну конкретную школу нужно сохранить.
— В большинстве районов области сегодня существуют должности главы муниципального образования и главы администрации. Возможно ли объединение этих должностей и всенародные выборы главы района?
— Какая система выборов главы лучше (всенародные или из числа депутатов), сказать сложно. Но процедура исправления ошибок, так ее назовем, в формате выборов из числа депутатов несколько проще, чем при всенародных выборах. А риск таких ошибок существует. Федеральное законодательство предполагает как тот, так и другой формат, поэтому я бы не стал делать прогнозов или оценок. Район в состоянии и вправе сделать такой выбор сам. Что эффективнее, сказать сложно. Здесь многое зависит от инициативы и ответственности власти, бизнеса и общества друг перед другом.
Что касается функций главы муниципального образования, этот вопрос сейчас обсуждается. Пока позиция, моя во всяком случае, такова: организационно модель построена правильно. Есть представительный орган и его глава, есть исполнительный орган. Задача первого — контролировать исполнительную власть. А вот финансовая сторона дела, мне кажется, построена несколько не верно. Я считаю, что глава района должен осуществлять свою деятельность на общественных началах. Это снижает нагрузку на бюджет. Главе муниципального образования люди доверили представлять их интересы с точки зрения контроля над властью. Здесь, очевидно, могут быть расходы, связанные с проведением ревизионных проверок. Но это не работа на постоянной основе. Как только человек садится на рабочее место и начинает получать зарплату, то возникает некая двойственность в отношениях. Зарплату должен получать один глава.
Я достаточно подробно изучал систему местного самоуправления в Европе, там такая система очень распространена. У мэра есть нагрудный знак, он проводит заседания совета, контролирует работу сити-менеджера, но не получает зарплату. Такая модель мне кажется правильной. Исключения возможны, наверное, только в областном центре. Сейчас мы, конечно, ничего менять не будем. Те, кто избирались главами, избирались на определенных условиях.
Более 80 процентов адресованных мне писем касается функций местной власти. Наверное, назрела необходимость организовать в районных газетах так называемый правовой ликбез: напоминать людям их права, разъяснять, какая власть за что отвечает. Нужно понимать, что местное самоуправление — самостоятельная власть, я не вправе ее заставить принять то или иное решение, могу только рекомендовать. Считаю, что для успешного развития региона нам необходимо сильное местное самоуправление.
— В Омутнинском районе и городе Омутнинске уже несколько лет идет газификация. Городской микрорайон Малагово, который первым получает природное топливо, разделен на три пусковых комплекса. Жители первых двух уже имеют возможность пользоваться газом, а вот домовладельцы третьей очереди, подготовив дома к газификации (оплатив подводку газа к дому, приобретя газовое оборудование), оказались заложниками сложившейся ситуации. «Газпром» предупредил о прекращении финансирования дальнейшей газификации ввиду малого количества желающих газифицировать дома в микрорайоне, включая все пусковые комплексы. Будут ли предусмотрены средства в областной целевой программе «Газификация Кировской области» на 2010 год на продолжение газификации города Омутнинска и, в частности, третьего пускового комплекса?
— Для снабжения природным газом потребителей указанного микрорайона были построены подводящий газопровод высокого давления протяженностью 8,5 км (за счет инвестиций ОАО «Газпром») и распределительные газопроводы первой и второй очередей общей протяженностью более 42 км (за счет средств Кировской области в объеме 85 млн. рублей).
Согласно действующему законодательству организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления, которые должны обеспечить подготовку потребителей к приему газа. В 2008 году перед администрацией Омутнинского района ставились обязательства подготовить и подключить к природному газу 620 домовладений первой и второй очередей, но на сегодняшний день подключилось только 265 (42,7%).
В связи с неудовлетворительной подготовкой потребителей к приему газа, нежеланием населения подключаться к построенным газопроводам, а также учитывая ограниченность и дефицитность бюджета Кировской области, перспективы дальнейшего строительства газовых сетей в г.Омутнинске за счет средств областного бюджета будут рассматриваться после выполнения Омутнинским районом всех обязательств 2008 года.
Позиция «Газпрома» проста — газ идет туда, где есть потребитель. Если этот самый потребитель не подключается к трубе, то программа газификации не имеет никакого смысла. Это вопрос не только областного уровня, но и местной власти.
— Вы не были в Вятских Полянах, когда планируете побывать у нас?
— Когда я начинал работать, то предполагал, что в течение года побываю во всех районах. За 10 месяцев посетил 24 территории, осталось еще 15.
— Планируется ли строительство в Кировской области завода по производству энергосберегающих ламп? Если да, то возможно ли это строительство в г.Зуевке?
— На следующей неделе у меня состоится встреча с инициаторами этого проекта. Но пока я не склонен раздавать какие-то авансы. Одна пермская компания намерена построить в Кировской области завод по производству энергосберегающих ламп различной мощности для промышленного, бытового и уличного освещения с производственной мощностью 1 млн. ламп в год. Предприятие планируется разместить в районе города Зуевка. Стоимость инвестиционного проекта — около 40 млн. евро. В настоящее время инвестором ведется доработка технико-экономического обоснования проекта.
— Будут ли в следующем году дотации сельхозтоваропроизводителям и личным подсобным хозяйствам?
— Этот вопрос на сегодняшний день находится в стадии обсуждения. Пока могу лишь сказать, что точно будут большие сокращения в общем объеме по сравнению с нынешним годом. У нас нет тех сфер, которые бы мы не подвергли сокращению финансирования. Программа поддержки сельского хозяйства большая, она включает в себя целый комплекс мер. Сокращать каждый пункт, наверное, нет смысла. Существуют мероприятия, которые или реализуются, или нет. Что и как будет сокращаться, например, сегодня мы обсуждаем с депутатами-аграриями Законодательного Собрания. Мы формируем бюджет, исходя из консервативных прогнозов. Ситуация непростая. Точные цифры будут после его окончательного утверждения.
— Неделю назад Вы были в Санчурске, встречались с группой «Черкизово». Какие перспективы появились у южных районов области с приходом такого крупного агропромышленного холдинга?
— Группа «Черкизово» пришла на вятскую землю. Это факт. Они приобрели достаточно большие площади земельных участков, которые все еще не оформлены должным образом. Компания взяла на себя обязательства, что будет вести обработку приобретенных земель. Идет переговорный процесс, причем более активно, чем это было раньше. Мы со своей стороны еще раз посмотрим, где идет торможение оформления этих земельных участков. Группа компаний уже работает в нескольких регионах, я пообщался с их губернаторами. Некоторые мои коллеги неплохо отзываются о сотрудничестве.
— В Слободском очень остро стоит проблема нехватки мест в детских садах. Поэтому Ваша инициатива о ежемесячных доплатах родителям, чьи дети не посещают детсады, актуальна. К сожалению, наш город не попал в число экспериментальных площадок, но Вы заявили, что «если эксперимент будет успешен — распространим его и на другие территории». Наши читатели интересуются, каковы критерии оценки успешности и насколько вероятно распространение этого начинания по всей области?
— Эксперимент по выплате ежемесячных пособий отдельным категориям родителей (законных представителей), имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих детские сады, рассчитан на 3 года: 2010-2012. В 2010 году механизм выплаты компенсаций будет отработан в городе Кирове и Советском районе. В настоящее время разрабатываются нормативные правовые документы по данному эксперименту, в том числе и показатели эффективности его результатов. К 1 января 2010 года все материалы будут выложены на сайте Правительства области.
Е. Рычков.
«Слободские куранты»