Автошкола жизни
В этом году Слободской автошколе РОСТО (ДОСААФ) исполнилось 50 лет. Вот уже на протяжении полувека школа готовит водителей для Вооруженных Сил России, а также мотоциклистов, шоферов категории «В», «С», «В-С», «Е», ведет переподготовку на право управления автобусами. Оглядываясь на пройденный путь, вспомним, как в 1959 году в деревне Нижние Кропачи был организован автомотоклуб ДОСААФ по подготовке шоферов для армии и народного хозяйства. Автомотоклуб тогда возглавил офицер запаса капитан С.Т. Садаков, заместителем по учебно-производственной части стал В.М. Мандрик. Первыми преподавателями были Н.В. Колпаков, Н.Н. Докучаев, Г.А. Чулкин, В.Т. Салтанов, Б.А. Чертищев, А.А. Пономарев, И.И. Рыболовлев. Для обучения практическому вождению были получены автомобили ЗИС-5, ГАЗ-63, ГАЗ-51, ЗИЛ-151. На учебу прибыли первые призывники из Слободского, Белохолуницкого и Нагорского районов. В то время автомотоклуб имел в распоряжении только четвертую часть двухэтажного дома, поэтому помещений для занятий и жилья не хватало. В 1960 году, по решению горисполкома, он был переведен в поселок Первомайский, в старое здание средней школы №10.
С 1965 по 1992 год возглавить автомотоклуб ДОСААФ было поручено мне. Клубу были переданы помещения и территория на Вятском тракте, там была сосредоточена вся имеющаяся учебная техника (впоследствии эта территория вместе со зданием была передана для развития мотоспорта первичной организации ДОСААФ при меховой фабрике «Белка», в настоящее время здесь располагается мотоклуб «Виктория»). В то время мы совместно с первичной организацией ДОСААФ при меховой фабрике «Белка» проводили мотогонки на льду, мотокроссы в районе деревни В. Кропачи, собиравшие огромное количество зрителей. Слобожане до сих пор помнят своих любимых мотогонщиков Ю.Бушмелева, Н. Жилина, Л. Брызгалова. Будущий чемпион мира В. Лумпов свои первые круги нарезал также на слободском льду.
Много было трудностей в подготовке водителей в те годы, поскольку один только план подготовки для Вооруженных Сил был доведен в количестве 360 человек на учебный год. Тогда же остро встал вопрос о строительстве нового здания школы. Оно велось с 1974 по 1976 год. Параллельно шло возведение гаража на 15 машино-мест, общежития на 138 мест, столовой на 50 человек, а также здания для лабораторно-практических занятий, автодрома, котельной. В целом строительство всех зданий было завершено в 1979 году. В результате в своем арсенале школа имела: учебный корпус на 192 учащихся, где были оборудованы по два класса для изучения правил дорожного движения и устройства автомобилей, специализированный класс для подготовки мотоциклистов и водителей легковых автомобилей, а в здании лабораторно-практических занятий установлены в рабочем состоянии два автомобиля КамАЗ-4310, два автомобиля ЗИЛ-131, УАЗ-469, 4 двигателя для горячей регулировки.
В то время школа являлась центром оборонно-массовой и спортивной работы в городе и районе. На базе Слободской автошколы в 1989-90 учебном году были проведены учебно-методические однодневные сборы всех автошкол Уральского военного округа, на которых опыт нашей работы представили преподаватель В.Е. Лаптев, старший мастер по вождению В.Д. Пентин, мастер производственного обучения В.Н. Анфилатов.
В настоящее время в автошколе продолжают трудиться ветераны, которые являются примером для подражания: мастера по вождению автомобилей А.А. Кожин, С.Н. Соковнин, Г.Н. Раков, преподаватель В.В. Кузнецов.
В 1988 году наша школа одной из первых в области перешла на обучение по новой программе — на полноприводных автомобилях. Все призывники, прошедшие учебу в автошколе, получали удостоверения на право управления легковыми и грузовыми автомобилями. В этом же году отправились на заслуженный отдых автомобили устаревших моделей, но вскоре около стен автошколы ДОСААФ был возведен необычный памятник: на постаменте стояла не фигура человека, а автомашина ГАЗ-51. Таким образом, и сегодня заслуженный автомобиль ежедневно провожает на учебные маршруты машины с курсантами.
Н. Докучаев, бывший начальник автошколы.
«Слободские куранты»