«Анюткина песня»
На днях увидит свет сборник стихов жительницы Первомайского Г.Л. Назаровой. Сразу же привлекает внимание легкое, почти невесомое название сборника «По лету пробежала босиком», в котором собраны лучшие стихотворения Галины Леонидовны. Их темы извечны: о природе, любви, смысле жизни. Хоть время сейчас такое, что, кажется, не до поэзии, однако с удовольствием от начала до конца ознакомилась с макетом будущей книги — уж очень хороши и сами стихи, и иллюстрации, выполненные первомайскими художниками Р.П. Вдовиной и А.Д. Плотниковым. Взволновала душу и повесть, расположенная в заключительной части стихотворного сборника.
Автор назвала ее «Анюткина песня» и посвятила своим родителям Леониду Ивановичу и Тамаре Сергеевне Зязиным из Первомайского (на снимке). В основу повести положены их воспоминания, а также впечатления детства самой Галины Леонидовны. «К сожалению, родителей уже нет в живых, но их рассказы о молодых годах навсегда остались в душе, -делится сокровенным моя собеседница. — Поэтому повесть писалась очень легко и быстро, как говорится, на одном дыхании. Что-то нахлынуло в одну из осенних ночей, захотелось изложить на бумаге то, что рассказывали родители о своем далеком детстве и юности, выпавшими на нелегкие годы испытаний. Конечно, сюжет вымышленный, но все факты, люди, картины природы в нем — подлинные, реально происходившие в жизни. Родина предков папы и мамы — деревни Зязни, Блатовцы и Моряны, что стояли в округе Вахрушей в глубине от тракта. Мама всю жизнь вспоминала отцовский дом-пятистенок в Блатовцах, где жила ребенком. Какой красивой была та деревня с цветущими черемухами, соловьиным пением и родниковой водой. Как крепко стояли хозяйства, а люди жили правдиво, хранили сердечную верность родной земле, трудились на ней, пока не грянуло раскулачивание. У того поколения крестьян была одна общая судьба и беда — многие попали в разряд зажиточных, с их дворов уводили последнюю скотину и увозили домашний скарб. А кто вслух высказывал недовольство, всем семейством отправляли в Сибирь».
На путях судьбы
С такого же трагичного эпизода начинается повесть «Анюткина песня». Ее главный герой — молодой пастух по прозвищу Немтырь, который лишился речи, когда его семью в ненастную октябрьскую ночь «подняли незнакомые люди с винтовками и в одном исподнем, не дав даже одеться, погрузили на телеги и отправили по старому Сибирскому тракту. Вина их была лишь в том, что жили они справно, по тем временам даже зажиточно. Имели дом, хозяйство со всякой живностью и трудились от зари до зари». В дороге случилась заминка, и отец, чтобы спасти сынишку, спихнул его с телеги, дав наказ бежать обратно в деревню к бабке Дарье. Ее образ списан с бабушки Г.Л. Назаровой по отцу. Настоящая бабушка Дарья в преданиях семьи слывет очень доброй, она умерла молодой, когда ее сыну Леониду было 12 лет. Туго ему пришлось без материнской ласки да заботы, бывало, даже угли из печи жевал, чтобы утолить голод. Этот факт автор тоже упоминает в повести.
Также известно, что в д. Блатовцы на самом деле жил онемевший от испуга, возвратившийся с дороги в ссылку паренек по прозвищу Немтырь. Как герой повести, после смерти бабушки он остался один-одинешенек, днем пастушил в колхозе, а по вечерам «когда уже загонит стадо, любил сидеть под раскидистой старой ивой на берегу любимой родной Вятки и слушать, как журчит на перекате река, играя мелкой галькой, и поют, провожая летний день, птицы, не ведающие о том, сколько в мире горя и печали». К тому времени уже закончилась Великая Отечественная, и в деревне жила потерявшая всех родных красавица Анюта. Девушка жестоко страдала от парторга, который донимал ее, угрожая тюрьмой. «И то сказать, народу в те времена по тюрьмам сидело… За мешок картошки «вышку» можно было получить, тут любой испугается». По сюжету повести, решила Анюта умереть и бросилась в омут с обрыва. К счастью, это увидел Немтырь. Он и спас девушку, обретя в порыве отчаяния дар речи. «Анюткину песню» автор заканчивает на оптимистической ноте — красивой любви парня и девушки: «И вдруг их словно прорвало: они говорили и говорили, и не могли наговориться. Им хотелось рассказать друг другу все накопившиеся в душах за долгие годы вынужденного одиночества, из которого они, наконец, вырвались, понимая, что уже никакая сила на свете не оторвет их друг от друга. Они так и сидели, обнявшись крепко, как дети, пока яркие лучи солнца не осветили все вокруг, давая им понять, что пора идти встречать новый день, новую счастливую жизнь!»
А песня — хорошим людям
Ставшие героями литературного произведения своей дочери супруги Леонид Иванович и Тамара Сергеевна Зязины прожили в любви и согласии жизнь достойную, вырастили четырех детей. Сегодня живут на земле 10 их внуков и столько же правнуков. «Молодоженами родители приехали на Известковый завод — отца послали туда по путевке, когда шло строительство шахтных печей. Потом перевели на Жуковский комбинат, где он до выхода на пенсию работал сварщиком. Папа награжден орденом Отечественной войны II степени. В самом ее конце участвовал в зачистке польских и германских территорий от «лесных братьев». Хоть были родители простыми людьми, в нашем доме всегда были книги. Папа с мамой сами много читали и нас приучили. Не получившие в силу обстоятельств достаточного образования, это были духовно богатые и умные люди, воспитавшие нас в обстановке искренней любви и взаимоуважения. Безмерно им за это благодарна. Теперь, когда становлюсь старше, все чаще возвращаюсь к воспоминаниям о них и своем детстве, которое прошло на изумительной красоты первомайских просторах», — завершает беседу Г.Л. Назарова.
Ничего не поделаешь, время стирает человеческие судьбы, и все уходит. Остаются только места, где люди жили, и память. Цена ее огромна — она делает каждого из нас частью своего рода и русского народа в целом.
А. Тихомирова.
«Слободские куранты»