Как спасти 10-ю школу?
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» разграничивает компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в нашем случае это Правительство Кировской области) и органов местного самоуправления (в нашем случае администрации города).
В компетенции Правительства Кировской области — финансирование общеобразовательных учреждений в части расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений; приобретение учебников и учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов). Финансирование этих расходов общеобразовательных учреждений, другими словами, школ, закреплено в Законе Кировской области от 03.11.2005 № 371-ЗО «Об установлении нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в Кировской области».
Таким образом, в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством областные власти финансово обеспечивают оплату труда работников школ и приобретение учебно-наглядных пособий, а содержание зданий — оплата коммунальных услуг, организация текущих и капитальных ремонтов — это забота местной власти.
Кстати сказать, дошкольное образование города, а это 13 детских садов, и дополнительное образование (6 учреждений) полностью финансируются из местного бюджета. Такова законодательная база. Областные власти могут финансировать только школы и лишь две позиции.
Другой не менее важный федеральный закон — Бюджетный кодекс — запрещает и областной власти, и нам производить расходы, не связанные с нашими полномочиями. Если директор школы направит деньги, получаемые из областного бюджета в виде субвенции, например, на ремонт крыши, это будет расценено контролирующими органами как нецелевое расходование средств. И именно такое же решение примут контролирующие органы, если директор школы купит на деньги, выделяемые из городского бюджета, к примеру, компьютеры.
Но выделяются средства из областного бюджета школе не просто на основании запросов и желаний администраций школ. В законе о нормативном финансировании работа школы и наполняемость ее кошелька поставлены в прямую зависимость от количества детей в школе.
Чем больше детей, тем богаче учебное заведение. Норматив финансирования на одного обучающегося зависит и от ступени обучения, т.е. для примера, если за ученика 1 ступени (начальное общее образование) школа получает 8384 рубля, то за старшеклассника — 16224 рубля.
Администрация города в рамках своих полномочий финансирует за счет средств городского бюджета школы города на 4512 мест. Фактическое количество учащихся по городу составляет 3274, т.е. если область свои деньги считает и направляет их в расчете на ученика, то муниципалитет, учитывая запросы населения, расходует свои средства нерационально.
Именно от норматива финансирования зависит бюджет школы. Именно поэтому в такой плачевной финансовой ситуации оказалась сегодня средняя общеобразовательная школа №10 .
Почему администрация города вышла с таким проектом решения в городскую Думу? По нескольким причинам.
1. Вопрос о судьбе СОШ №10 встает третий год подряд. Решение каждый год откладывалось.
2. Школа рассчитана на 400 учащихся, а обучается в ней сегодня 177 детей.
В двух зданиях СОШ №14 могут обучаться 1262 ребенка, обучается в этом учебном году 666.
Предварительное комплектование СОШ №10 на последующие три учебных года показывает, что цифра эта не изменится в сторону увеличения:
2009-2010 учебный год — 178 учащихся, 10-й класс не комплектуется;
2010-2011 учебный год -171 учащийся, 10-й и 11-й классы не комплектуются.
2011-2012 учебный год -174 учащихся, 10-ый и 11-ый классы не комплектуются.
Т.е. без учащихся старших классов школа не может быть средней и финансовая обеспеченность школы также резко идет вниз.
Заобязать родителей детей, проживающих в Первомайском микрорайоне города, вести своих детей в СОШ №10 администрация города не вправе. Закон «Об образовании» не ограничивает родителей в выборе образовательного учреждения. На вопрос «Почему сегодня большая часть детей-первомайцев едет за знаниями в другие школы города (а это не только гимназия и лицей)?» однозначного ответа мы сегодня не найдем.
3. Существуют гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки, которые также закреплены в нормативных актах. Школа сама вправе выбрать режим работы — шестидневная учебная неделя или пятидневная учебная неделя. Необходимо только соблюдать максимально допустимую нагрузку в часах для учащихся. Пятидневная учебная неделя обязательна только у учащихся первых классов. При том объеме финансирования, которое имеет СОШ №10, в этом учреждении выбрана пятидневная учебная неделя. Совершенно уверена, что педагогический коллектив школы обеспечивает и при 5-дневной учебной неделе выполнение всех учебных программ, но точно так же совершенно уверена и в том, что при 6-дневной учебной неделе ребенок получит больше знаний и у педагога появляется возможность дать ребенку больше.
4. Из-за финансовой ситуации директор СОШ №10 не имеет возможности направлять педагогов на курсы повышения квалификации, что также немаловажно в данной профессии. Повышать свой образовательный уровень не только путем самообразования, обмениваться опытом работы с коллегами — это составляющая успеха любого педагога.
5. В XXI веке обучать детей без современных технических средств обучения тоже невозможно. При существующем финансировании СОШ №10 может потратить на приобретение учебно-наглядных пособий только 10 тыс. руб. Что можно приобрести на эти деньги? У меня ответа нет.
Сказать, что бюджет города никак не помогал школе, нельзя: в 2007 году из бюджета города на выплату заработной платы обслуживающему персоналу школы направлено 189 тыс. руб., в 2008 году — 334,1 тыс.руб. При непринятии решения в этом календарном году необходимо будет изыскать на выплату только заработной платы дополнительно 370 тыс.руб. Поскольку эти деньги нигде не запланированы, придется забирать их у других образовательных учреждений.
Выполняя свои полномочия, администрация города приняла все необходимые меры для обеспечения лицензирования образовательных учреждений, в том числе и СОШ №10. На сегодняшний день все школы и детские сады города имеют лицензию.
Конкретно по Первомайскому микрорайону города: за 2008 год на содержание СОШ №10 из городского бюджета направлено 1 млн.581 тыс.руб. Учитывая спрос на места в детский сад №16, в 2008 году была открыта дополнительная группа. Затраты на ремонт помещения и его оборудование составили около 1 млн. рублей. ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ СОШ №10 ПРИСОЕДИНИТЬ К СОШ №14?
1. Здание школы в Первомайском микрорайоне останетс, и дети с 1-го по 7-й класс включительно будут обучаться в этом же здании. Вопрос о закрытии школы вовсе не стоит. Детям с 8-го по 11-й класс (это 49 учащихся) будет предложено обучаться в основном здании СОШ №14.
Встает вопрос обеспечения доставки детей к месту учебы. Администрация города готова заключить договор с МУП «Слободские пассажирские перевозки» и организовать рейсы от Первомайского микрорайона до СОШ №14.Затраты на перевозку детей предприятию частично будет компенсировать администрация города.
2. Будет установлена 6-дневная учебная неделя.
3. При принятии решения СОШ №14 решает и свои проблемы: полностью комплектуются старшие классы и появляется возможность организовать профильное и предпрофильное обучение старшеклассников, что возможно при наполняемости классов не менее 25 человек и при наличии 2-3 классов в параллели.
Прекрасно понимаю, что психологически тяжело принять это решение и педагогам, и учащимся, и их родителям. Они в свое время все-таки выбрали школу №10, а не какие-либо другие. Но если все участники образовательного процесса поймут, что при принятии данного решения открываются новые возможности для детей, то предложение администрации города не покажется таким неприемлемым.
И.В. Желвакова, заместитель главы администрации города.
«Слободские куранты»