Эхо прошедшей войны
Осенью прошлого года на местах боев в Тверской области были найдены останки бойца и его смертный медальон. Судя по записке, извлеченной оттуда, солдат оказался нашим земляком. И хотя многое в тексте стерло время, к счастью, оказалась цела фамилия и некоторые буквы имени и населенного пункта (предположительно, д.Щуково), куда должно было пойти известие в случае гибели его владельца. Имеющиеся в Книге Памяти данные совпали с именем Николая Евгеньевича Синицына, политрука 290-го стрелкового полка, пропавшего без вести в июле 1942 года. Об этом в начале ноября прошлого года сообщила наша газета. Мы попросили откликнуться слобожан, знающих этого человека. Газетная публикация помогла в поисках, и сегодня эта история получила доброе завершение.
Как оказалось, в Первомайском проживает семья племянника погибшего бойца — супруги Юрий Владимирович и Надежда Дмитриевна Назаровы. Прочитав газету, они передали командиру отряда «Возвращение» М.О. Малых адрес дочери солдата Светланы Николаевны Корольковой, проживающей в Казахстане. Некоторое время после этого шла сложная переписка — Слободской поддерживал связь с Алматы и Тверью. Недавно слободские поисковики получили письмо от С.Н. Корольковой и фотографию ее погибшего отца.
В письме живая история семьи, судьбу которого изломала война. Из письма мы узнали, что супруга Н.Е. Синицына Клавдия Ивановна умерла в Алма-Ате в 1967 году. Их дочь пишет: «Со слов мамы я знаю, что отец до войны работал на мехкомбинате (очевидно, «Белке») технологом, затем директором Шестаковского леспромхоза. Я родилась в селе Шестаково 11 сентября 1938 года. Перед самой войной отец учился в Свердловске в высшей партийной школе. Когда началась война, его сразу же отправили на фронт, он даже не смог заехать домой и попрощаться с нами. После его отъезда на фронт мы с мамой переехали к бабушке в д.Щуково. По отзывам сослуживцев отца, он был грамотным специалистом и порядочным человеком, из тех, кто берет решение проблем на свои плечи. После снятия блокады Ленинграда мама была мобилизована на работы по восстановлению завода им.Кирова. В этом же 1944 году она попала в госпиталь, а меня определили в детский дом. Позднее, когда мама еле-еле выкарабкалась из лап смерти, ее направили на работу в подсобное хозяйство в Ленинградской области, где мы встретили День Победы.
Мама писала много писем в разные комиссариаты, чтобы выяснить судьбу отца, но ничего утешительного ей не ответили. Было только извещение, что отец пропал без вести в августе 1942 года. Мы не верили, что он погиб, и долго ждали его возвращения».
Случилось так, что спустя 64 года после своей гибели отец нашел свою дочь. «Бойцу и его дочери выпал один шанс из тысячи», — считает командир слободских поисковиков М.О. Малых. Как показала практика, сохранившаяся информация в смертных медальонах на местах боев попадается крайне редко. В нашем случае найденный медальон раскрыл не только место смерти героя, но и помог отыскать его дочь. Все люди, причастные к поиску, оказались искренними и щедрыми на добрые дела. Сейчас, к примеру, руководитель Оленинского поискового отряда «Орел» из Тверской области, члены которого обнаружили останки и медальон, ведет переговоры по поводу поездки родных на церемонию захоронения. Она пройдет в мае.
Как рассказала Н.Д. Назарова, Светлана Николаевна с мужем и дочерью Ниной раньше часто бывали в гостях в Слободском. Родовой домик семьи в три окна на проезжую улицу и по сей день стоит в Щуково. Сейчас в нем живут другие люди, а тогда в нем проживала мать супруги Н.Е. Синицына Маремьяна Ивановна Бакулева и ее дети Клавдия, Апполинария и Иван. Дом помнит судьбу семьи, молодой хозяин которой пропал без вести в военное лихолетье. Сколько таких семей в Слободском — не знает никто. Тема эта вечная, и она не будет исчерпана до тех пор, пока слобожане хранят память о не вернувшихся с войны родственниках.
Н. Мокерова.
На снимках: политрук Н.Е. Синицын: письмо дочери героя из Казахстана.
«Слободские куранты»