Жизнь и судьба немецкого слобожанина
Вещи, как и люди, имеют свою судьбу и историю. В памяти каждого зрелого человека хранится по персональному музею когда-то окружавших его вещей. Иногда пройдет немало времени, пока какое-либо событие не выступил в роли стартера и не оживит воспоминания об ушедшем в прошлое предмете. Так случилось после публикации в «СК» от 15 февраля этого года нескольких строчек о рояле, стоявшем когда-то на сцене Дома культуры им.Горького. Сейчас в редакции раздаются звонки слобожан с вопросами, где находится рояль, место которому в краеведческом музее, — настолько он сроднился с историей нашего города и популярен в народе.
За кулисами событий
Откликнувшись на звонки читателей, мы побеседовали с О.Р. Мельниковой, потомственной слобожанкой, в чьей славной родословной немало уважаемых имен. Дед Ольги Рафаиловны Владимир Александрович Смолин носил звание Почетного гражданина Слободского, был членом городской Думы, а мама Эмилия Владимировна Сметанина являлась талантливым и чуть ли ни единственным в городе музыкантом, владевшим игрой на фортепиано. Сама О.Р. Мельникова с 1949 года на протяжении 10 лет работала в клубе им.Горького (так тогда назывался Дом культуры) пианисткой на том самом рояле, речь о котором шла в нашей публикации. По ее словам, это был прекрасный инструмент в идеальным звучанием и необычной судьбой. В Слободской он попал вместе с воинской частью армии К.К. Рокоссовского. Военные привезли с собой целый состав немецких трофеев: мебель, ковры, картины, зеркала, музыкальные инструменты. Некоторые из них Ольга Рафаиловна помнит и сейчас. Во-первых, потому что ее приглашали на экспертизу привезенных инструментов. А во-вторых, на квартире ее родной бабушки жил офицер, в комнате которого находились роскошные ковры и посуда. Германский рояль «Стенвей» купила вначале врач-стоматолог Собакина, однако вскоре ее осудили и дали срок, а все имущество конфисковали. Рояль из дома врача попал в комиссионный магазин, а затем в клуб им.Горького. Сколько за него было заплачено, Ольга Рафаиловна не знает, слышала только, что приобрели его дешево.
В Слободской клуб в те годы приезжало множество артистов. К примеру, бывали здесь Марк Бернес и Любовь Орлова. Известный композитор Сигизмунд Кац, увидев инструмент, очень просил продать рояль, но ему отказали.
Доброе имя — хорошая память
О.Р. Мельникова рассказала, что в те годы она играли на рояле одна, и он всегда был в порядке. Рояль запирался, а ключ находился на вахте клуба. За инструментом следил музыкальный мастер Петр Иванович Счастливцев. Доводилось Ольге Рафаиловне касаться клавиш и позднее, когда она работала в педучилище и аккомпанировала студентам на концертах в клубе. Тогда рояль стоял уже в углу за кулисами, а во время выступлений его выдвигали на сцену.
По мнению моей собеседницы, рояль много послужил в деле эстетического воспитания и развития нескольких поколений слобожан. Послевоенное время было особым. Люди жили непросто, но многие занимались самодеятельностью. Она в те времена была мощной. После работы народ шел в клуб и занимался в драматических, танцевальных, музыкальных кружках. В ансамбле пели на три-четыре голоса, теперь такое и в профессиональном исполнении нечасто услышишь. В памяти Ольги Рафаиловны осталась постановка оперетты «Свадьба в Малиновке». С этой целью удалось собрать даже оркестр. Сестры-скрипачки Лисины специально на репетиции из Кирова приезжали. Рояль тогда тоже был задействован в полной мере. Оперетта имела успех, слобожане выступили с ней даже в областном драмтеатре.
Персонаж сошел со сцены
О современной судьбе рояля рассказал директор Дома культуры им.Горького О.Ю. Осетров. Олегу Юрьевичу удалось выяснить, что инструмент был изготовлен в Гамбурге в 1905 году. К сожалению, неблагоприятные температурные условия зрительного зала и сцены Дома культуры усугубили ситуацию и ускорили его старение. По существу, он стал колоссом на глиняных ногах, который в любой момент мог рухнуть в буквальном смысле слова. Поэтому три года назад остро встал вопрос о его реставрации. Комиссия, приезжавшая из департамента культуры, дала заключение, что на ремонт рояля необходимо 300 тысяч рублей. Директор попросил о помощи тогдашнего главу Слободского В.М. Кощеева. Но у города таких денег не оказалось. В итоге было принято решение обменять рояль на клавишный синтезатор.
Но рояль до самого конца служил слобожанам. Последними на нем играли «Песняры», выступая в 2004 году на сцене Дома культуры. Они же поспособствовали налаживанию контактов О.Ю. Осетрова с питерскими реставраторами. Сегодня виновник разговора находится в городе на Неве, его увезла туда санкт-петербургская частная фирма, занимающаяся реставрацией музыкальных инструментов. Питерцы готовы произвести реставрацию рояля и передать его обратно в Слободской — дело упирается в пресловутые 300 тысяч.
Завершить разговор о легендарном рояле уместно напоминанием о том, что наша жизнь состоит из сплошных неожиданностей. Вдруг и в столь неожиданном случае найдется меценат — собиратель городского духа и вернет Слободскому потерю. Благодарные чувства слобожан — ценителей прекрасного ему были бы обеспечены.
Н. Мокерова.
«Слободские куранты»