Удобства во дворе
В морозный предновогодний день поселок меховщиков города Слободского представлял мирную предновогоднюю картину. В местный сосново-еловый лесок бежал пожилой лыжник, пенсионеры тянулись в аптеку и магазин. Привычную глазу обстановку рабочего поселка нарушал необычный и совсем не праздничный эпизод. Под балконами дома №1 по переулку Сосновому немолодая женщина, лет 50-ти, варила на костре в закопченной кастрюльке суп. В качестве дров шли стулья, остатки деревянной мебели. Плитой для приготовления еды служили четыре кирпича, окружающие костер.
На улице было очень холодно, стоял мороз градусов 20, а одета повариха была в красное тонкое пальтецо и платок, тоже на «рыбьем меху». По узкой тропочке, протоптанной вдоль этого большого благоустроенного дома, мы двинулись к женщине. Она опасливо и сердито посмотрела на нас. Непрошеных гостей явно не ждала и в разговор вступила неохотно.
Выяснилось, что за неуплату в благоустроенной квартире Веры отключены газ и электроэнергия. Спать они ложатся рано, едят всухомятку, но раз в день позволяют себе «роскошь» — суп из пакета, сваренный на костре.
Вера проживает со своей мамой, пенсионеркой Антониной Семеновной Криулиной. Та проработала на меховой фабрике «Белка» 40 лет. В тяжелые военные годы трудилась в складе сырья. От родной «Белки» получила квартиру, награждена юбилейными медалями. Последняя награда — медаль к 60-летию Победы.
Заработала она, ветеран, себе, казалось бы, достойную старость. Ее и в доме-то некоторые жильцы жалеют. Жила бы одна, ничего бы такого не случилось, но вот дочь: Вере Рафаиловне 50 лет, они нигде не работает, хотя раньше трудилась нянечкой в детских яслях, работала на меховой фабрике, на фанерном комбинате. Вера — многодетная мать. Три ее теперь уже взрослые дочери живут отдельно. Вера Рафаиловна говорит, что больна астмой. Здоровье слабое, кто ее возьмет на работу?
Пока мы разговаривали, суп сварился. Вера подхватила горячую кастрюльку тряпкой и передала прямо в окно первого этажа, в руки Антонине Семеновне.
В квартиру нас хозяйка тоже пригласила. Черные стены, отсутствие мебели, кучи хлама — вот все, что мы увидели там.
Невеселая получилась предновогодняя история. Мы потом говорили с соседями, специалистами энергонадзора, управлением жилищно-коммунального хозяйства. Соседи жалели старую бабушку, а ее дочь осуждали.
В энергонадзоре подтвердили: электроэнергия в этой квартире отключена 7 октября 2005 г. Целый год, с октября 2004-го, семья не вносила плату за потребление электроэнергии. Больше ждать в энергонадзоре не стали.
Имеется у семьи и долг по квартплате. По решению суда из пенсии Антонины Семеновны вычитаются ежемесячно суммы на погашение задолженности.
Поставить бы точку в этой истории. Сами, мол, виноваты в том, что накопили долг и вынуждены теперь варить суп на костре. Но сколько же сегодня семей живет за чертой бедности, отдавая последние свои копейки за коммунальные платежи. Если бы еще в такой же пропорции росли зарплаты и пенсии:
Н. Шумилова.
На снимке: Вера Рафаиловна готовит обед.
Фото В. Хлюпина.
«Слободские куранты»