Дареному альтернативщику в зубы не смотрят
В Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, висела закавыка, об которую было сломано немало копий. Пунктом 3 статьи 59 провозглашалось, что гражданин имеет право заменить прохождение военной службы по призыву на альтернативную гражданскую. Конституционное право было, а федерального закона — нет.
Скоро сказка сказывается, да нескоро закон пишется. «Библия» для альтернативщика вступила в силу лишь с 1 января 2004 года. Слободской район не отстал от нового веяния демократии: недавно к нам на альтернативную гражданскую службу (АГС) прибыл молодой человек.
Александр работает в Подлевском психоневрологическом интернате около шести месяцев. 21-летний альтернативщик прибыл к нам на гражданскую службу из соседнего Татарстана. Работает на низкооплачиваемой должности санитаром.
— Зарплата у меня не ахти — около тысячи рублей. За питание, за проживание вычтут — вообще ничего не остается. А по закону подзаработать где-то на стороне нельзя. Но это не главное. Главное то, что есть такой закон, позволяющий верующим людям послужить на благо общества без автомата в руках, — делится тяготами и прелестями альтернативной службы Александр.
Главный врач интерната Анатолий Аркадьевич Богданов так размышляет о своем работнике:
— Честно скажу, в армии ему пришлось бы очень туго. Для него этот закон действительно благо. Конечно, государственный указ, что называется, «сырой». Саша еще не успел к нам приехать, а чиновники уполномоченных инстанций справляются о прибытии. Как только парень заступил за порог интерната — молчок. Не нужен ни военкомату, ни государству. Работает он ни шатко ни валко. Может, еще не адаптировался. Поживем — увидим.
— Пришел к нам на работу, и здесь, естественно, все для него было ново. Вредных привычек не имеет, больных не обижает, не спорит, замкнут в себе, — рассказывают об альтернативщике коллеги по работе.
В тот день, когда мы встретились с Александром, он повел своих подопечных в баню. Люди с психическими отклонениями, проживающие в интернате, словно малые дети, любят водные процедуры — не отнимешь от шайки и мыла. Санитару-альтернативщику, по большому счету, было некогда с нами общаться, да и воспринял он наше любопытство как-то настороженно.
— Отучился в машиностроительном техникуме, но здесь полученные знания применить не могу — специфика другая. В свободное от работы время, по выходным, выезжаю в Киров к братьям по вере свидетелям Иеговы. С ними я отдыхаю душой. Каждую неделю звоню родителям. Доживу до отпуска, а он у меня будет два месяца, обязательно отправлюсь на малую Родину, — вот все, что удалось узнать из уст Александра.
Можно провести сравнение жизни и быта санитара-альтернативщика с армией: интернат — казарма, пациенты — сослуживцы, вместо автомата — утюг: Но в этом нет суровой необходимости.
В разных странах АГС реализуется по-разному.
По экспертным оценкам, в Европе наиболее благополучно дела с «альтернативой» сложились в Дании, Германии, Швеции. Так, по данным Бундесвера, число молодых немцев, заявляющих о желании служить альтернативно, составляет сейчас до 35% и увеличивается в среднем на 3% в год. Причем свыше 70% тех, кто отказывается от военной службы, делают это по убеждениям совести, а не по религиозным причинам.
В Италии же альтернативщиков совсем немного — около 3%.
В Австрии АГС самая короткая — всего год (срочная служба — полгода), а в Греции и Турции ее и вовсе нет.
С. Наговицин.
«Слободские куранты»