Любовь и голуби
Читатели нашей газеты уже в курсе того, как гастролировавший в г.Слободском зооцирк оставил трех голубей. Брошенные птицы постоянно кружили над площадкой за детской спортивной школой, где работал зооцирк. Их подкармливали жители домов по улице Набережной. С приближением холодов практически ручные птицы могли погибнуть.
Газетная публикация вызвала отклик у многих читателей. Одни звонили по телефону и интересовались дальнейшей судьбой цирковых голубей, другие предлагали помощь, говорили, что могли бы взять птиц домой. Признаться, такое участие в судьбе белокрылых птах удивило и порадовало. Сколько, оказывается, в Слободском живет добрых людей. И мы занялись собственным расследованием. Хотелось увидеть птиц или узнать, где они сейчас. История получила свое продолжение.
Постоянный читатель газеты сообщил, что голубей приютил известный в городе индивидуальный предприниматель, ветврач Н.В. Кузнецов. Николай Викторович подтвердил: «Да, голуби у меня». На нашу просьбу о встрече сказал: «Приезжайте».
Николай Викторович, кроме того, что он ветеринарный врач, охотник, путешественник, непревзойденный рассказчик и деловой человек, еще и заядлый голубятник. Лет тридцать назад многие подростки в Слободском держали голубей. Азартное это дело, надо сказать, такое, что затягивает на всю жизнь. Вот и Николай подростком гонял голубей. После армии забросил это занятие, все время уходило на учебу в институте, затем на семью, работу. А где-то в уголках души любовь к сизарям по-прежнему жила. И Николай Викторович в конце концов не выдержал — вновь занялся голубями. Только на этот раз породистыми. У Кузнецова рядом с его магазином «Зоомир» на улице Ленина выстроена отличная, теплая, большая голубятня, где теперь живут до тридцати птиц.
О брошенных голубях Н.В. Кузнецов рассказал следующее. В ветлечебницу позвонил молодой человек. Сказал, что поймал голубя, породистого, белого, рядом со школой. Хочет отдать находку. По его словам, над площадкой кружили еще две птицы. За ними пошли сам Николай Викторович и кочегар, в прошлом тоже заядлый голубятник Виталий Петрович Пучинин. Подсыпали зерно. Голодные голуби клевали жадно. Одного, чубарого, мужчины поймали, накрыв сачком. Другой — белая самочка (самки вообще более осторожны) — улетел. За этой птахой они пошли в глубоких сумерках. Голуби в темноте плохо видят, поэтому стараются прятаться. Голубку они поймали под крышей одного из зданий на улице Володарского.
— Как чувствуют себя голуби на новом месте? — спросили мы Николая Викторовича.
— Прижились. Казанский гость хозяином себя почувствовал, наших гоняет, — посмеиваясь, ответил он.
И мы идем к голубятне. Двор зоомагазина Кузнецов отдал разным птицам, не только голубям. Тут и воробьям с синичками устроена столовая. Шумная стайка радостно расправляется с зерном и семечками. Но главная достопримечательность, конечно, голубятня. Она высокая, видна издалека. Устроена так, что птицы в холодную погоду живут в закрытом помещении. Тут есть и жердочки для отдыха, и клетки для гнездования. Вода налита чистая. В нее Николай Викторович иногда добавляет витамины. Кормятся голуби смесью зерен ячменя, пшеницы, рапса, кукурузы.
О голубях, их привычках, повадках, характере Н.В. кузнецов может говорить часами. И как говорит — заслушаешься! Какие они верные, как сильно умеют любить, как привязаны к дому. Один простой пример привел рассказчик. Его знакомый, такой же страстный голубятник, житель Макарья, приобрел почтовых чешских белых голубей. Купил он голубей в Суздале, привез в Макарье. И поторопился выпустить. Голуби, не успев привыкнуть к новому дому, улетели туда, где жили раньше — в Суздаль. Причем долетели до него за одни сутки. Прежний хозяин позвонил в Макарье, сообщил о беглецах. Такая вот верность дому. Кстати, в IX-XII веках один почтовый голубь стоил почти столько же, сколько чистокровный арабский жеребец. Сейчас за голубя такой породы просят полторы тысячи рублей.
А как летают голуби! Николай Викторович рассказывает о полетах, как о песне. Почтовые голуби летят невысоко, между домами. Бакинские игровые поднимаются высоко в небо, а спускаясь, кувыркаются через хвост и при этом издают звуки, похожие на шлепки — шлеп, шлеп. У крестовых монахов как будто черная шапочка на голове и хохолок. Гривуны — белые, а на спину или на воротник «накинута» черная шаль — оперение темного цвета. Очень красивы николаевские белохвостые. Голуби всех этих пород живут у Николая Викторовича.
А вообще он мечтает о том, чтобы в Слободском возродилась прежняя любовь к красивым птицам. Уже приезжают к нему за голубями из Белой Холуницы, Омутнинска. Н.В. Кузнецов готов и зерном обеспечить питомцев голубятников — только разводите.
— Как семья относится к вашему увлечению? — поинтересовались мы на прощанье у гостеприимного хозяина.
Оказалось вся семья обожает птиц и всякую другую живность. В квартире жили канарейки, теперь как полноправный член семьи обитает говорящий попугай. Все сотрудники Николая Викторовича, даже если и не держали раньше дома животных, поработав в магазине «Зоомир», обязательно обзаводятся кто рыбками в аквариумах, кто черепахой или морской свинкой.
Любовь к братьям нашим меньшим проявляется в поступках. Оттого и спасенные голуби в теплой голубятне, и кормушки на деревьях в морозную зиму во дворе у офиса Кузнецова.
А еще в Слободском приживается новая традиция. Для четырех пар молодоженов, когда они выходили из дверей загса, в небе кружили белые голуби как символ мира и счастья. Запускал птиц по желаю молодых Николай Викторович Кузнецов.
Н. Шумилова.
Фото В. Хлюпина.
«Слободские куранты»