Камень, ножницы, бумага
Великолепный подарок преподнесли городу Слободскому в честь 500-летия студенты и преподаватели Вятского государственного университета — макет слободского женского Христорождественского монастыря. Он был привезен из университета и установлен в Слободском краеведческом музее, в алтарной его части, где в настоящее время формируется новая экспозиция «Путь к храму». Мы взяли интервью у руководителя проекта, доцента кафедры архитектуры и градостроительства университета, члена Союза архитекторов России Людмилы Борисовны Безверховой и преподавателя кафедры Ксении Валерьевны Мальцевой.
— Почему заинтересовал слободской Христорождественский монастырь? Православных храмов на Вятке много. Что выдающегося, с точки зрения архитектуры, в нашем?
— Время основания монастыря — первая четверть XVII века. Только вдумайтесь! Трудилось над великолепным архитектурным ансамблем целое созвездие известных губернских архитекторов — Иван Чарушин, Василий Дружинин, Дюссар де Невиль и другие.
В Слободском на рубеже XIX-XX веков очень деятельные жили люди. Игуменья Олимпиада в первую очередь. Слободские купцы много ездили по свету, много видели, перенимали лучшее. Град Слободской по их инициативе строили со вкусом, он был образцом градостроительства. Всем, кто видит слободской монастырь впервые, он напоминает московский Кремль. С теми же башенками, колокольней, теремами. В то время держалась устойчивая мода обращаться к русским корням. Русский стиль в архитектуре был лучшим, образцовым. И жизнь в монастыре — это образец жизни людской, и вся архитектурная среда монастыря должна быть, по замыслу архитекторов, образцовой. Получился уникальный архитектурный ансамбль. Причем, не закрытый от посторонних глаз, а наоборот. Монастырь как бы дарит себя городу. Не влюбиться в эту архитектурную жемчужину невозможно.
— С чего начинался проект «Христорождественский женский монастырь?
— Первый подход к нему состоялся где-то в 80-х годах прошлого века. Студенты нашего университета Вячеслав и Надежда Усовы, руководитель проекта Елена Геннадьевна Гурина работали в архивах. Позже работа над проектом продолжалась следующими поколениями студентов. Нам разрешили фотографировать монастырь, хотя там находилась и до сих пор есть воинская часть, закрытая для гражданского населения. Мы со студентами досконально все обследовали. То, что там находятся пожарная и воинская части, и спасло монастырь от окончательного разрушения. Он в целом сохранился — весь ансамбль, во всей его законченности. Это уже благо. Вплотную архитектурно-студенческий центр университета над темой монастыря работает более десяти лет.
— Макет — это точная копия монастыря. Красивейшая его копия, ручная, почти кружевная работа. Кто уже видел его, где он выставлялся?
— Макет — это последняя, самая наглядная стадия работы. А первая — это научный подход, работа в архивах, расчеты, фотосессии, чертежи. С макетом мы много где победили. В 2003 году он выставлялся в г.Кирове, в выставочном зале Художественного музея им. братьев Васнецовых. Макет, образно говоря, первый раз «прозвенел», его заметили. В следующем году выставлялся в Москве, на Международном фестивале зодчества, где собираются мэтры от архитектуры. Макет был признан лучшей студенческой работой среди даже архитектурных вузов. А мы не архитектурный институт, т.е. он вышел за рамки учебного студенческого проекта на более высокий уровень. Дипломный проект выполняли в 2003 году Диана Зарянова и Ксения Мальцева. Сам макет помогали делать студенты 2-3-х курсов. После двух лет экспозиции в институте он реставрировался тоже силами студентов. Над ним работали Елена Мусихина, Павел Шаклеин, Иван Шаклеин, Костя Платонов, Вячеслав Русаков, Яков Трегубов, Ольга Кротова, Мария Князева и другие ребята факультета.
— Вам бы хотелось, чтобы макет «ожил», возрожден был сам монастырь, каким он был, к примеру, в начале ХХ века?
— Очень. Если Христорождественский женский монастырь отреставрировать, в ваш город хлынут толпы туристов, только чтобы полюбоваться им. Кстати, с проекта нашего архитектурного центра восстановлен Успенский собор в Кирове, Преображенский женский монастырь. А ведь когда-то мы и не мечтали, что их восстановят. Возможно, с нашей легкой руки и слободской монастырь доживет до своей реставрации. Тем более, мы видим в этом искреннюю заинтересованность Главы города Василия Михайловича Кощеева. Он приезжал на наши архитектурные встречи, посвященные 500-летию Слободского, в прошлом году, а на Всероссийском совещании в г.Владимире Василий Михайлович был представлен как мэр вятского Суздаля. Вот так.
— Макет, который мы видим сейчас — это окончательный вариант?
— Нет. Он будет закрыт сверху стеклянным куполом и останется здесь навсегда. Кстати, очень удачно выбрано место для макета (спасибо краеведческому музею). Макет установлен в алтарной части. Экспозиция в целом будет называться «Путь к храму», и кроме него здесь разместятся церковные колокола, иконы, облачения священнослужителей. Официальное открытие предполагается в конце июля. Тогда экспозицию смогут увидеть сотни слобожан и гостей города. Пользуясь случаем, хотим поблагодарить коллектив Слободского музейно-выставочного центра за предоставленную возможность экспонироваться в Слободском.
Интервью взяла
Н. Шумилова.
На снимке: макет Христорождественского женского монастыря представляет директор Слободского МВЦ С.Г. Чарушина.
Фото И. Полуэктова.
«Слободские куранты»