Нас ожидает зеленая революция
Проснулся я как-то этак годков через пять и, как обычно, отправился на работу на одно из городских предприятий. Прихожу, а оно закрыто. Ничего, думаю, один знакомый давно приглашал к нему на пилораму устроиться. Позвонил. «Ты что, с Луны свалился? — отвечал знакомый, — уже года два, как моя контора не работает — пилить нечего». Ну и ладно, думаю, устрою-ка я себе отпуск — в лес схожу, грибов, ягод наберу. Благо погода хорошая, август на дворе. Поспешил в лесок, с детства знакомый, а там забор и охранники суровые — не по-нашему разговаривают, в лес не пускают. Да что же такое происходит!? А может не проснулся я? Ущипнул себя за руку — да нет, не сплю. Смотрю, а вокруг тысячи таких же проснувшихся: Поздно проснувшихся:
Нет, это не сюжет фантастического фильма ужасов. Это вполне реальная ситуация, которая может произойти в нашей области в случае принятия новой редакции Лесного кодекса. И именно такой пессимистический вариант развития событий в случае принятия закона в его сегодняшнем виде предсказывали участники недавнего заседания «Меркурий-клуба» Вятской торгово-промышленной палаты. Депутат Госдумы А.М. Розуван, президент Вятской ТПП Н.М. Липатников, глава департамента безопасности ТПП РФ Н.И. Гетман, специалисты отрасли и директора предприятий, в том числе слободских, все в едином порыве высказывали претензии к проекту нового Лесного кодекса, перечислять которые не имеет смысла — их очень много. Однако попробуем сформулировать наиболее серьезные.
Действительно, нынешняя реформа лесного хозяйства может оказаться наиболее радикальной среди всех подобных преобразований последних лет. Лишь одно то обстоятельство, что в последней редакции проекта нового ЛК ни слова не говорится о лесхозах, в состоянии произвести настоящую революцию в управлении лесным хозяйством страны. Но, наверное, самой большой бедой, по мнению большинства выступавших, может оказаться то, что в рассматриваемом варианте законопроекта содержится единственный (!), далеко не всегда оправданный механизм передачи лесфонда в аренду через аукционы любым, в том числе и зарубежным, фирмам. При этом лес рассматривается не как экосистема, а только как товар, так как единственным критерием победы на аукционе являются предложенные деньги. Огромные деньги (!), которые прямиком пойдут: в федеральный бюджет. Не в областной, не в бюджет муниципальных образований, а именно в федеральный. Как сказал депутат Законодательного Собрания Кировской области Марат Ошерович Френкель: «Вся идеология нового Лесного кодекса построена на зарабатывании средств для Российской Федерации, а не для ее субъектов». То есть, вроде бы, для россиян, но не для нас. Простите, а кем же, собственно, тогда являемся мы?. И как быть с тезисом Президента Путина, который предписывает, чтобы каждый субъект Федерации обеспечивал себя своими экономическими ресурсами? Даже с Конституцией, часть 1 статьи 9 гласит, что ресурсы как основа жизнедеятельности используются населением, проживающим на соответствующей территории, такое положение вступает в противоречие.
«Если вы считаете, что вас это не касается, то вы глубоко ошибаетесь. Это коснется всех, — продолжил М. Френкель. — Наши хозяйства попросту не смогут конкурировать на аукционах с крупнейшими корпорациями и иностранным капиталом и будут разорены. И речь идет не только о заготовке древесины, катастрофические последствия ждут все сельское хозяйство области. Начнут вымирать целые районы. Тут же, лишившись сырьевой базы, встанут предприятия деревообработки. В итоге бюджет Кировской области может оказаться ущербным на 500-600 миллионов рублей в год. В масштабе страны это 20 миллионов человек, проживающих в подобных лесных (и выживающих только за счет леса) регионах могут оказаться за чертой бедности. Государство будет вынуждено содержать их, а это 15 миллиардов рублей на дотации. Получается, что собственно экономическое обоснование закона в таком случае просчитано неправильно».
Далее, по новому проекту Лесного кодекса охрана, защита и воспроизводство лесного фонда практически перекладывается на арендатора. Скажите, а где гарантии, что эти важнейшие для всего общества работы будут осуществляться качественно? Конечно, не исключено, что добросовестными и пришедшими надолго арендаторами будут построены современные перерабатывающие производства. Будет вестись грамотное лесопользование и осуществляться воспроизводство леса. А если нет? Ведь гораздо проще «срубить бабки» на поставке на экспорт круглого леса. Благо (?) для этого в новом кодексе созданы все условия. Во-первых, в кодексе предусмотрена возможность передачи лесов с субаренду, т.е. фирма-однодневка может все вырубить и бесследно исчезнуть. Во-вторых, новый законопроект разрешает арендатору до 10 лет не заниматься ведением лесного хозяйства. И в-третьих, не учитываются возможности участника аукциона вести переработку леса.
Наверняка требования со стороны государства к лесным арендаторам должны быть куда более жесткими. И если уже передавать зеленое золото в долгосрочную аренду, то только с условием наличия у арендатора мощностей по глубокой переработке древесины, который на деле доказал, что может инвестировать в лесную отрасль.
Еще один немаловажный момент. Как сообщает газета «Труд», на днях Михаил Фрадков подписал постановление правительства, согласно которому разрешается брать лесные участки в аренду на 99 лет. Скажите, что это, если не завуалированная форма частной собственности? Собственности единиц на все народное достояние. (Скажем, в Канаде арендовать лесные участки можно сроком не более 25 лет. При этом лесная промышленность развивается успешно и доход от древесины государство получает в несколько раз больше, чем у нас). И что может сделать новый российский арендатор-собственник у себя в стране? Да сущие пустяки. Всего-то лишь воспользоваться пунктом 4 ст.37 нового кодекса, которая гласит, что «исключается пребывание граждан в лесах и сбор ими недревесных лесных ресурсов, несовместимых с целями предоставления лесных участков в аренду». Кроме того, пребывание и сбор грибов-ягод могут быть ограничены «в интересах пожарной безопасности, ведения орехопромыслового, лесоплодового и лесосеменного хозяйства». Нас просто не пустят в лес, товарищи! Как тут не привести слова президента ВТПП Н.М. Липатникова о том, что «нам грозит зеленая революция».
В свое время в интервью одного из членов Совета Федерации RBC daily сообщалось: «В том, что федеральная власть забрала под свое покровительство российские леса, некоторые эксперты видят не столько халатное отношение, сколько конкретный план. Для проталкивающих новый кодекс есть резон в том, что центр отобрал у регионов возможность финансировать лесное хозяйство, а сам денег не выделяет. Лесное хозяйство, приходящее в запустение, станет хорошим аргументом для того, чтобы наконец протолкнуть нормы, разрешающие легко передать лес в частное управление и частную собственность. При этом, чтобы заинтересовать инвесторов, планируется разрешить вести в лесах активную хозяйственную деятельность». Видимо, время пришло.
Уж слишком явное, и это многие отмечают сегодня, создается впечатление, что продвижение законопроекта лоббируется верхами, а конкретно — правительством. И правительство этого не скрывает. А вот почему-то противоречия кодекса и проблемы, которые могут возникнуть в регионах, выживающих за счет леса, мягко говоря, не афишируются. Многие ли из нас, простых жителей Кировской области — лесного края, слышали о вышеперечисленных проблемах и противоречиях нового кодекса? Наверное, нет. А почему. Да потому что — тишина: Похоже, что вопрос о собственности на леса потихоньку пытаются решить без участия жителей России.
Проблема для нас усугубляется еще и тем, что южным регионам, где леса нет, законопроект отчасти выгоден; регионам, где кроме леса есть нефть и газ, попросту не до «пустяков». Да и думское большинство проправительственное, а потому участники заседания ВТПП, напутствуя А.М. Розувана, отмечали, что ему придется ох как непросто — во внесении в законопроект поправок, предлагаемых областным Законодательным Собранием. А еще присутствующие напомнили Алексею Михайловичу, что он входит в комитет по безопасности, которая в последнее время определяется не числом пограничников, а процентом нищего населения в стране. Он же в свою очередь пообещал приложить максимум усилий, т.к., по его словам, лес для Вятки — что для Ирака нефть.
И. Назаров.
P.S. Сама по себе необходимость разработки нового Лесного кодекса не вызывает сомнений. Ныне действующий кодекс, скорее, тормозит развитие лесной отрасли, чем способствует ее развитию. Многие его статьи в большей степени соответствуют принципам планового ведения хозяйства, нежели рыночной экономики. Однако новый кодекс в его сегодняшнем варианте и впрямь может обернуться «зеленой революцией». А тем временем новый проект Лесного кодекса в конце апреля был принят Госдумой РФ в первом чтении. При необходимом минимуме в 226 голосов, «за» проголосовали 323 депутата, против — 99, один воздержался.
Неужели мы и впрямь можем поздно проснуться?..
«Слободские куранты»