Рынок зеленых глаз
«Наши люди в булошую на такси не ездят!» Похоже, что фраза из известного фильма с течением времени начинает терять свою актуальность. Во всяком случае, в Слободском. Количество официально зарегистрированных единиц такси в расчете на одного слобожанина на сегодня выше, чем число московских такси в расчете на одного жителя столицы.
Однако, если учесть, что, к примеру, в Лондоне этот показатель приблизительно в 10 раз выше чем в среднем по России, то в булочную на такси продолжают ездить все-таки не наши. И тем не менее нельзя не заметить, что если раньше такси в нашем городе стояло только у автостанции и пользовались его услугами мы по большой нужде или по праздникам и в основном для поездки в Киров, непременно попадая при этом под взоры всеобщего презрения, то в наше время пункты дислокации таксистов рассредоточены по всему городу, а многие слобожане поездку на авто с шашечками считают обыденным делом.
Кухня
Как известно, с капиталистическими началами в такси-бизнесе не удавалось справиться и во времена плановой экономики. Несмотря на существование официальных государственных таксопарков, львиная доля перевозок приходилась на «частников». В период первоначального накопления капитала рынок был демократизирован, почитай, на все сто процентов. Таким образом, в кратчайшие сроки была преодолена такая расхожая российская реалия, как активное участие в бизнесе государства, представленного участниками рынка. Так, к середине девяностых весь (!) такси-бизнес, за редкими исключениями, стал частным. До Слободского этот бум докатился, пожалуй, уже только в XXI веке, зато практически сразу в наиболее распространенной и на данный момент единственно экономически оправданной в наших условиях форме.
Речь идет о появлении в городе так называемых компаний-диспетчерских, которые объединяют водителей, владеющих своим транспортом, и работают как посредники, заключая с таксистами договоры на поставку заказов. Сегодня в Слободском существует несколько подобных фирм. Вызов такси осуществляется по телефону. Поэтому человеку не нужно идти на дорогу голосовать, такси подъедет за вами прямо к подъезду. Пусть это будет несколько дороже, чем поймать попутку с «бомбилой» за рулем, зато такая форма наиболее удобна и эффективна, и стоит заметить, что людей, предпочитающих подобный вариант, становится все больше. Таксисту такая форма организации работы позволяет знать о нахождении клиента в любом конце города, а не простаивать часами в ожидании нового пассажира. Да и людям, желающим воспользоваться услугами такси, удобно. Особенно это актуально в зимнее время как для водителей, в связи с понижающимся спросом, так и для их клиентов, в связи с погодными условиями.
И все же почему сегодня дело обстоит именно так, и какие для этого были предпосылки? Очевидно, что любой автовладелец (кроме того, что безумно дорожит своим временем) — потенциальный «бомбила». Пожалуй, любой шофер хоть раз в жизни подвозил одинокого путника, возвращающегося с затянувшейся вечеринки. В этом — чрезвычайная простота бизнеса, но бизнес на этом сегменте отнюдь не дорогостоящ. Он вовсе не связан с необходимостью формирования и содержания собственного крупного таксопарка, а вещь эта чрезвычайно дорогостоящая и в нашем относительно небольшом городе попросту не окупится. В общем, и проблема лицензирования проблемой не является вовсе: в Слободском немало водителей с необходимой категорией и стажем, как видим, немало оказалось и предприимчивых людей. Как результат, появившиеся на рынке «малогабаритные» организации, обладающие диспетчерским пультом (де-факто — это один-два человека на телефонах, принимающие заказы и связывающиеся с водителями, у которых — собственный автомобиль), небольшим офисом и лицензией на перевозки. Основные финансовые вложения связаны с покупкой радиооборудования для водителей (кстати, в последнее время вместо рации зачастую используют сотовую связь), получением разрешения на использование частот и приобретением лицензий для шоферов. Работа руководителя компании в основном сводится к продвижению услуг водителей на рынке (реклама) и координации перевозок через диспетчерскую.
Слободские прейсКУРАНТЫ
Если даже взглянуть на рекламу в нашей газете, видно, что такси в городе полно. По данным Слободского ОГИБДД, на сегодняшний день у нас работают пять «контор», в штате каждой из которых числится от 7 до 17 машин. Официально зарегистрированных частников, занимающихся извозом индивидуально, единицы. Подсчитав, получаем, что в Слободском около 70 единиц легального такси приходится на 36 тысяч населения, т.е. в среднем одна машина на 500 человек, включая детей и пенсионеров. Аналогично, по данным сайта taxopark.com, в Москве одно такси приходится на 750 жителей, а в Лондоне — одно на 70. Выводы мы уже сделали.
Стоимость проезда в большинстве слободских такси приблизительно одинакова и зависит от расстояния, времени суток, в выходной, праздничный или будний день совершается поездка. Так, проезд в черте города клиенту обойдется в 30-40 рублей, ночью — в 40-50. В Первомайский и Вахруши — около 80-90 рублей, ночью — 100. Чтобы доехать до Кирова, придется выложить 300 рублей, ночью — все 350.
Дорого это или нет — каждый для себя решает сам, и все же если в городе работает такое количество такси, значит, существует спрос, есть платежеспособный покупатель такого рода услуг.
Прибыль операторов рынка зависит от времени года: лето — традиционная пора увеличения заказов. Также оборот на порядок увеличивается в выходные и праздники.
Казалось бы все просто: вызов — посадка — поездка — оплата. Но один существенный вопрос, касающийся последнего пункта (способа расчетов), до сих пор остается не урегулированным. Обязательное требование осуществления услуг по перевозке пассажиров такси в соответствии с Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» — это наличие таксометров, которые должны быть зарегистрированы в налоговом органе. То есть прием денег от граждан может осуществляться водителями такси только с применением таксометра, выполняющего одновременно функции контрольно-кассового аппарата, который определяет километраж отдельно по каждому пассажиру. В конце поездки обязательно должен выдаваться чек, в котором отражается количество пройденных километров, цена за 1 километр, общая сумма, а также остальные реквизиты. У нас этого нет. Однако даже в крупных городах, несмотря на законодательство и предписания, оборудование (оснащение) машин таксометрами только начинается.
Меньше пьяных за рулем!
— С точки зрения безопасности дорожного движения хотелось бы отметить следующее, — говорит инспектор по пропаганде ГИБДД Сергей Владимирович Салтанов. — Легальное такси проходит техосмотр дважды в год, и мы можем контролировать надлежащее состояние транспортных средств занятых на перевозке людей, так что пассажир может не опасаться за исправность автомобиля. «Нелегал» приезжает на техническое освидетельствование всего раз в год, а если транспортное средство не старше 5 лет, то раз в два года. Далее, допустим (тьфу-тьфу-тьфу), что «левое» такси попало в аварию, и пассажир получил травмы. Он от страховой компании не получит денежную компенсацию за причиненный вред здоровью, сотрудники компании быстро дознаются, что водитель занимался незаконным предпринимательством. Пассажир ведь не будет скрывать, что ехал за деньги, а не даром. Придется пострадавшему искать справедливости в суде, в установленном гражданским законодательством порядке.
Так что, поднимая руку на обочине, не стремитесь сесть в салон первой попавшейся машины. Легальных такси много, лучше остановить или вызвать таковое и быть уверенным, что в этой машине исправны и тормоза, и рулевое. А уж если все-таки попали в ДТП, то при возникновении страхового случая получите компенсацию.
И еще один немаловажный момент. Хотелось бы отметить, что с появлением в нашем городе служб такси заметно уменьшилось количество садящихся за руль после веселых застолий и вечеринок нетрезвых водителей. Особенно это заметно по выходным и праздникам. Граждане понимают, что гораздо безопаснее в таких случаях воспользоваться услугами такси. От этого все только выигрывают.
— Шеф, свободен?
— Свободен, куда едем?
— А можно просто пообщаться? — спрашиваю я, подсев на переднее сидение авто с «шашечками».
— Только до вызова.
— Договорились. Расскажите о своей работе, — обращаюсь я к таксисту Сергею.
— Что могу сказать о своем занятии? Конечно, мне оно нравится, иначе не оставался бы на этой работе в течение уже многих лет. Встречаются, правда, водители, которые с удовольствием бросили бы эту работу, если б могли найти другую. Это понятно: профессия тяжелая, не каждый с ней справится.
— Каковы же ее главные трудности?
— Как вам сказать… Всего и не перечислишь. Контингент у нас разнообразный; пассажиры иногда попадаются, прямо сказать, не подарок. Слышали, наверное, как недавно в такси убийство произошло? Очень много сложностей бывает при работе в ночную смену, не говоря уж об усталости. Возле домов часто нет освещения, многие дворы перегорожены или не очищены от снега, поэтому порой невозможно доставить клиента прямо к месту назначения, когда требуется отвезти его домой.
— А может, какой курьезный случай припомните?
— Да нет, не помню, но могу поделиться одним интересным наблюдением: наверное, только в России в свободном автомобиле стремятся занять переднее сиденье, сзади же гораздо удобнее, хотя опять же я не люблю, когда кто-то сзади сидит. Вот он, наш менталитет, а вот и очередной вызов:
Ну что ж в булочную? Ан, нет, в добрый путь!
И. Назаров.
«Слободские куранты»