Автобусы голодны, а льготники целы
Реформы, проводимые нашим правительством, видимо, уже традиционно рождают парадоксы. Так, монетизация льгот на общественном транспорте обернулась непредсказуемым последствием: льготников, вопреки логике и здравому смыслу, стало больше, чем прежде.
На примере Слободского МУ ПАТП эта схема наглядно просматривается. Разобраться в ситуации помог директор муниципального предприятия Сергей Иванович Сергеев.
— Транспортники закон о монетизации льгот ждали давно. Разрушение ПАТП шло именно из-за этих льгот. Однако в начале января по причине длительных праздников пассажиропоток уменьшился. Почувствовать в полную силу на себе всю прелесть монетизации мы не успели. С 24 января почти все те, кто раньше пользовались льготами, стали ездить за 3 рубля. Мало того, если прежде в списке льготников на транспорте было 15 категорий граждан, то теперь к ним добавились «пенсионеры вообще» — те, кто добросовестно отработал до пенсии по старости, но не получил звание «Ветеран труда».
О плюсах и минусах реформирования лучше всего скажут цифры месячной выручки предприятия: за декабрь — 3 млн. 111 тыс. рублей, январь — 3 млн. 293 тыс. руб. (рост на 6%). Но прибыли нет. Из цифр видно: мало что изменилось для муниципальных транспортников. Как было автопредприятие убыточным, так и осталось. Отличие лишь в одном: раньше разницу в тарифах покрывал федеральный бюджет, а сегодня — местный.
Однако муниципальный транспорт в городском маршрутном пространстве не единственный. Так, по словам начальника транспортной инспекции Г.А. Урванцева, по городу и району снуют находящиеся в частных руках 15 «пазиков» и 31 «Газель». У ПАТП, к примеру, на городских маршрутах только девять единиц автобусной силы.
Как рассказала владелица частной «Газели» на маршруте Слободской — Киров, до середины января, когда льготы не действовали, пассажиропоток на частном извозе резко увеличился. Но с 24 января все вернулось на круги своя. Эта же ситуация наблюдалась и у частника на городских маршрутах.
Исходя из вышесказанного, становится ясно, что для ПАТП закон о монетизации льгот, как бы ни был хорош на бумаге, на практике, к сожалению, ни к чему хорошему не привел. Муниципальный транспорт в Слободском остался убыточным. Пожалуй, больше выиграли те пенсионеры, которые до 24 января льготами при проезде не пользовались.
Решение правительства области о предоставлении льготникам права ездить за 3 рубля вместо 5,5 в областных СМИ называют соломоновым. По предварительным прогнозам, в частности, заместителя главы департамента финансов области Е.В. Ковалева ожидается, что в связи с увеличением пассажиропотока за счет льготников транспортные предприятия компенсируют свои убытки. Что же будет на самом деле — покажет практика.
С. Наговицин.
P.S. В последнее время по городу распространился слух по поводу продажи ПАТП фирме «СВ». С.И. Сергеев опроверг информацию, добавив, что ему лично ничего об этом не известно. А с ООО «СВ» предприятие давно работает по поставкам топлива.
«Слободские куранты»