Три волшебные буквы ЖКХ
Традиционно в начале каждого года интервью газете дает начальник городского управления жилищно-коммунального хозяйства Наталья Анатольевна Ячменникова. Всегда есть новшества, требующие разъяснений. А нынче их выше головы. Даже само управление подверглось реорганизации и называется теперь Муниципальное унитарное предприятие «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Слободского»..
— Наталья Анатольевна, реформирование и модернизация в глазах горожан в основном связана с повышением год от года платы за жилье и коммунальные услуги. Что еще вложено в этот процесс?
— Это прежде всего реконструкция и модернизация жилищно-коммунального комплекса, применение новых технологий, замена ветхих инженерных систем, установка приборов учета, ну и, конечно, переход к бездотационному финансированию комплекса, перевод льгот и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг на персонифицированные счета граждан.
Не за горами то время, когда на каждом доме будут приборы учета теплоэнергии, горячей и холодной воды. Нас постоянно упрекают в установлении больших нормативов их потребления. Норматив — это стандарты, СНиПы, многолетние данные. А с приборами учета не поспоришь. На 2005 г. по программе «Реформирование и модернизация ЖКК на 2004-2008 гг.» в бюджете выделена определенная сумма на приобретение и установку приборов учета.
В этом году планируем, без привлечения средств граждан, проследить за потреблением холодной и горячей воды, чтобы на 2006 г. установить реальный норматив. Будет он ниже или выше, пока не известно, время покажет.
В прошлом году руководство предприятия «Теплосервис» забило тревогу, потому что фиксируется перерасход горячей воды. На свои средства они приобрели и установили приборы учета на объектах в микрорайонах ул. Грина и Корто. Явно стало видно, что расход тепловой энергии идет больший, чем мы закладывали в нормативы. Предприятие несет убытки, а этого быть не должно.
Постоянно идут споры с «Водоканалом». Когда поставим приборы учета, будет видно, сколько поднято воды из скважин и сколько ее дошло до потребителя, каковы потери.
— Коль мы заговорили о воде, расскажите о новой схеме оплаты за ее потребление.
— Это не новая система, так было всегда. Плата за холодную воду всегда складывалась из суммы чисто холодной воды плюс холодная вода, которая направляется на подогрев. Эти два объема складываются и входят в состав оплаты холодной воды. Норматив расхода воды 230 литров на человека в сутки, в т.ч. 105 л воды горячей и 125 л — холодной, т.к. в норматив платежа в строке «холодная вода» входит объем холодной и горячей.
— Вопрос о повышении тарифов для всех, как больная мозоль, на которую то и дело кто-то наступает. Тем не менее расскажите, откуда что взялось.
— В целом по всем видам услуг тарифы повысились примерно на 40%. В свете перестроечных реформ мы переходим на бездотационную оплату услуг — на стропроцентное возмещение затрат, так что сразу добавилось 10 «переходных» процентов. Если учесть, что стандарт оплаты услуг ЖКХ и жилья на 2004 год принимали в размере 90%, а население фактически оплачивало 86%, то скачок получился ощутимый. Плюс инфляционные процессы, от которых никуда не уйти. Мы получили решения региональной энергетической комиссии, комитета ценовой политики об изменении тарифов практически всех предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. Решением Слободской городской Думы и в соответствии с постановлением Правительства РФ по всей территории г.Слободского и п.Первомайской установлены единые тарифы. На жилищные услуги они установлены впервые по категориям жилых зданий. Перечень категорий в вашей газете будет опубликован позднее.
Кроме того, с 2005 г. устанавливаются отдельно тарифы на содержание мест общего пользования и на текущий ремонт, что позволит и нам, и жителям лучше отслеживать выполнение этих работ, спросить с предприятий за качество. Граждане, проживающие в ветхом жилье, не будут вносить плату за текущий ремонт, на эти цели выделены средства из городского бюджета.
— С повышением тарифов резонно встает вопрос и о повышении качества услуг. Вряд ли люди, выкладывая свои кровные, станут мириться с абы как сляпанным делом. Или с долгим ожиданием слесаря-сантехника, который, к тому же, может нетрезвым придти, потребовать дополнительную оплату за свою работу. Учитывается ли эта неприятная сторона жизни?
— Перечень услуг включает в себя виды работ, которые мы обязаны производить за счет платежей населения, и дополнительных денег ни в коем случае платить не надо. Не исключено, что кто-то недобросовестно относится к своим обязанностям. Вот несколько советов. Прежде всего попросите специалиста, который придет к вам устранять неполадки, представиться. В комплексе ЖКХ работают более тысячи человек, и определить бракодела по приметам типа «толстенький, с усиками» невозможно. Кроме того, после выполнения работы специалист должен оформить соответствующий акт, в котором необходимо расписаться квартиросъемщику, если он работу принял.
Есть распоряжение Главы города о порядке снижения платежей за некачественное оказание услуг. Многие люди этим пользуются, регулярно оформляют соответствующие документы, и мы производим уменьшение платежей.
К сожалению, руководители обслуживающих предприятий не всегда отслеживают конечный результат производимой по вызову работы. В этом году мы вводим систему, при которой без визы квартиросъемщика в квитанции о принятии работы (в т.ч. и по качеству) рабочее время специалисту засчитываться не будет.
— Хотя во всех кировских газетах, по телевидению, по горячим линиям подробно говорилось о порядке предоставления гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, к нам идут звонки и письма с просьбой сказать об этом в газете.
— Защита государством прав малоимущих сохраняется в виде льгот и субсидий. Правда, в порядок предоставления субсидий внесены некоторые изменения. Доход семьи будет учитываться в соответствии с семейным кодексом. Не нова, например, ситуация, когда муж имеет высокую зарплату и выписывается из благоустроенной квартиры в другое жилье. При этом продолжает жить в этой квартире. Жена оплачивает коммунальные услуги без учета дохода мужа. Сейчас такой фокус не пройдет, будем учитывать доходы всей семьи, где бы кто ни был зарегистрирован.
В предоставлении субсидий к каждой семье будет дифференцированный подход. По-прежнему будет учитываться стандарт, при котором уровень платежей не должен превышать 22% от совокупного дохода семьи, и плюс учитывается прожиточный минимум в разрезе социально-демографических групп населения, т.е. на I квартал т.г. для работающих — 2490 руб., детей — 2290, пенсионеров — 1699 руб.
Срок предоставления субсидий все эти годы был на 3 месяца, теперь — полгода. Дополнительно введена ответственность получателей субсидий за достоверность представляемых документов. В течение 15 дней получатели субсидий обязаны уведомить нас об изменении состава семьи, дохода, регистрации и т.п. И еще — если получатель субсидии не вносит текущие жилищно-коммунальные платежи в течение 3-х месяцев, ее предоставление приостанавливается.
— В новый год народ обычно старается войти без старых долгов. Вашему предприятию это проблематично. Но есть хотя бы подвижки?
— Наша задолженность перед всеми предприятиями, которые оказывают услуги, на начало года составляла 125 млн. рублей. В том числе 17 млн. — это долги населения, остальное — долги бюджетов. Надеюсь, в этом году часть долгов покроем за счет того, что впервые за последние 7 лет в городской бюджет заложено погашение 11 млн. руб. кредиторской задолженности, да еще регулярно будет поступать 100% платежей от населения. Со всеми поставляющими услуги предприятиями заключены соглашения о реструктуризации задолженности. Так что, думаю, год сложится неплохо. Все будет зависеть от того, насколько ответственно станут относиться к своим обязанностям квартиросъемщики, а работники жилищно-коммунального комплекса добросовестно оказывать услуги.
Интервью взяла О. Щербакова.
«Слободские куранты»